Это не шутка - грузовик на дровах. О таком уже люди молодые просто могут ничего не знать и никогда не слышать.

Я сам услышал совсем недавно. Даже собирался побывать в Миассе на Уральском автозаводе, где они выпускались. Но – повезло – встретил на улице Челябинска. Во время военно-патриотического мероприятия, где участвовали экспонаты военной техники увидел грузовик, у которого по бокам располагались непонятные мне приспособления. Что это? – спросил у шофера. Газогенератор, – привычно пояснил он, - это автомобиль на дровах.

В послевоенное время в стране был дефицит жидкого топлива. И большой практический интерес представляли разработки, предполагающие использование альтернативных видов топлива. По решению Наркомата среднего машиностроения Уральский автозавод осенью 1946 года стал ведущим заводом по выпуску газогенераторных автомобилей на базе «ЗиС-5». Автомобиль работал на дровах: для получения газа использовались деревянные чурки. За возможность использовать твердые виды топлива приходилось расплачиваться потерями в ряде характеристик автомобиля. В том числе, грузоподъемность снизилась до 2,5 тонн.

Осенью 1951 года на смену «ЗиС-21А» пришел автомобиль «УралЗиС-352». В нем газогенераторная установка позволяла силовому агрегату работать на древесном топливе с повышенной влажностью. Это существенно упростило заготовку, сушку и хранение деревянных чурок, закладываемых в дровобак (топку) газогенератора. Машина была оснащена новым газогенераторным агрегатом с наддувом воздуха, работающим в паре с центробежным нагнетателем.

Этот советский грузовик «на дровах», выпускавшийся с 1952 до 1956 года, стал последним автомобилем с газовым генератором, массово производящимся в СССР.

Ходят легенды, что автомобили на дровах можно было встретить в таежных уголках советского союза до середины семидесятых годов. Там же – вдоль трасс -  вместо заправок АЗС, располагались склады с березовыми дровами. Напиленными под формат «печки» автомобиля. Кстати, расход дров на 100 км пути составлял 110-165 кг.

С начала 1956 года Уральский автозавод прекратил выпуск газогенераторных автомобилей.

Сергей Белковский, фото автора