Постановочная группа спектакля сплошь состоит из людей именитых и любимых публикой. Режиссер – Олег Хапов. Авторы пьесы – Константин Рубинский и Полина Бабушкина. Художник – Антон Сластников. Композитор – Владимир Батраков. Но есть у спектакля еще один важный соавтор – музыкант, лидер группы «Резиновый дедушка» Юрий Богатенков, когда-то не просто сочинивший песню «Соня Кривая», но вписавший это имя в современную челябинскую мифологию.

Именем Сони Кривой названа улица в центре Челябинска. В коллективном бессознательном Соня Кривая (видимо, благодаря фонетике) – это скорее персонаж из детского фольклора. Ну или некой авантюрной истории – была же Сонька Золотая Ручка. Сама же улица рождает еще один пласт: здесь все эти годы течет какая-то очень челябинская жизнь, уже совершенно не связанная с революционными бурями – скорее уж со студенческими общежитиями. Некоторые продвинутые челябинцы при минимуме выдающихся достопримечательностей в городе водят сюда гостей города, что называется, «приколоться»…

Между тем, изучив исторические материалы, Константин Рубинский и некогда его ученица, а ныне молодой драматург Полина Бабушкина решили, что трагическая история Софьи Авсеевны Кривой, погибшей за свои идеалы от рук белогвардейцев в 25 лет, сама по себе достойна внимания. Но еще интереснее ее совместить с современностью, благо есть повод – столетие революции.

– В советское время были изданы две книги о Соне Кривой. Авторы излагали историю, но без человеческого наполнения. Хотя и отмечали: Соня была красивой девушкой, – рассказывает Константин Рубинский. – Хотелось, чтобы из плоского барельефа она стала живой. Мы придумали ей романтичную историю любви с офицером-белочехом. Я бы назвал жанр пьесы псевдовербатим, когда кажется, что монологи взяты из придуманной нами переписки влюбленных. Это одна линия. Есть и вторая – как бы зеркальное отражение сюжета в современности. Так возникает тема нон-конформизма и горящих глаз. Не могу избавиться от чувства симпатии к героине и к её единомышленникам, мне таких людей не хватает сегодня.

– И все-таки у Константина это, скорее, романтическая история, – говорит режиссер Олег Хапов. – Это понятно: драматургически история должна быть основана на человеческих чувствах и вечных темах. Но для меня наш спектакль – это гражданское высказывание. Исследуя объект истории (революцию) и субъект (Софью Кривую), я упираюсь в вопрос: что важнее – моя личная жизнь или благополучие страны? Есть ли у нас идеалы и чем мы можем пожертвовать ради них? Прежние-то исполины жизнью жертвовали. Васенко был сожжен в топке. Соню казаки зарубили (по другой версии – белочехи). Мне кажется, эти жертвы были осознанны. А мы нынешние? На что мы готовы, чтобы наша Родина дышала свободно, развивалась, двигалась вперед? Не знаю, что зритель ответит. У меня нет розовых очков, я хожу пешком по этому городу. Но мне нравится, когда зритель начинает думать.

Отдельно следует сказать о музыке к спектаклю. По признанию Олега Хапова, проект вырос из песни Юрия Богатенкова. Все, кто хоть раз слышал песню, испытывают странное чувство: при внешней бесхитростности есть в ней щемящий лирический драматизм, непременно вызывающий отклик у челябинского слушателя.

– В сущности, весь музыкальный материал – это отзвуки ее мелодии, – говорит композитор Владимир Батраков. – Я попытался посмотреть на нее с разных сторон и вписать в режиссерский замысел. Симфоническое звучание, как мне кажется, соответствующее революционной эпохе, переходит в вальс в духе Альфреда Шнитке, лирический и немного иронический, а потом возникает что-то вроде нью-эйджа с флейтами и тибетскими колокольцами.

Кстати, эти отзвуки и осколки в финале спектакля соединятся-таки в песню, которую споет со сцены сам Юрий Богатенков.

Основные же роли исполнят молодые актеры челябинских театров: Екатерина Девятова, Александр Черепанов, Иван Яковлев и Алена Сергеева. У них непростая задача сыграть персонажей, которых разделяет целое столетие. А нам, зрителям, предстоит понять, чего в них больше – различий или все же общего…

Премьера спектакля пройдет в помещении областного исторического музея в день открытия фестиваля «Дебаркадер» 14 сентября.

Справочно: Софья Авсеевна Кривая (1894 — 1919) — участница революционного движения на Южном Урале, одна из руководителей большевистского подполья в период мятежа белочехов и режима Колчака. Родилась в Витебской губернии. С 1902 года жила в Челябинске. Отец, Авсей Кривой, разнорабочий. Мать — Хана Моисеевна Костяновская. Соня окончила приходскую школу, поступила в женскую гимназию. Занималась в кружке политического самообразования, выполняла ряд подпольных заданий, в том числе организовывала сбор денег среди учащейся молодежи в помощь политзаключенным. В 14 лет в первый раз арестована за связь с организацией РСДРП(б), но как несовершеннолетняя отпущена. После исключения из гимназии работала ученицей, затем фармацевтом в аптеке. В 1915 году вступила в РСДРП(б), являлась членом руководства профсоюза медработников.

После Февральской революции находилась на партийной работе в Троицке, затем в Челябинске принимала деятельное участие в работе штаба по формированию отрядов Красной гвардии. В период борьбы с «дутовщиной» — комиссар и пулеметчица красногвардейского отряда. После захвата города белочехами входила в состав подпольного горкома РКП(б), проводила агитацию среди солдат, отвечала за конспиративные и явочные квартиры. Соратники называли ее «матерью подпольной организации».

В феврале 1919 года участвовала в работе съезда представителей подпольных организаций Урала и Сибири (в Омске). Затем по заданию руководства посетила ряд сибирских организаций с целью подготовки восстания. По возвращении в Челябинск 29 марта арестована. После допросов и пыток переправлена в уфимскую тюрьму, где погибла в ночь с 17 на 18 мая 1919 года.

Именем Сони Кривой названы улицы в Челябинске, Коркино, Троицке.