Можно ли сделать канаву объектом туристического маршрута? Можно, если эта канава – демидовская. 

Металлургические заводы – известные «водохлебы». А воды Верхне–Кыштымскому заводу не хватало. Вода требовалась для того, чтобы крутить заводские механизмы. Пришлось крепостным взять лопаты и копать каналы, или, как тогда говорили, канавки, от озера Увильды до самого Кыштыма – почти 20 километров. Была создана целая гидросистема. Перепад высот озера Увильды и Кыштымского пруда составлял более 30 метров, и вода текла в город самотеком. Работа была проделана огромная. При строительстве плотины заводского пруда использовались гранитные блоки весом до пяти тонн! Не египетские пирамиды, но все же… Блоки везли на конных поездах, погрузив на специальные платформы, каждый камень тащили по 25-30 пар лошадей.

В 70-е годы во время засухи воду из Увильдов перекачивали в Аргази, и демидовская система каналов пришла в негодность. Одни каналы высохли, другие, наоборот, заболотились. Посмотришь неопытным глазом, и подумаешь, что это не канал вовсе, а какой-то пересохший ручеек. «А ведь каналы были глубиной два метра, – говорит Федор Жижилев, – кстати, смотри внимательно, может быть, удастся найти лопату с инициалами «Н. Д.» – Никита Демидов…».

Да какие там лопаты – почти 300 лет прошло! Строили каналы кустарно, но или какой-то инженер крепостными руководил, или смекалка крестьянская сработала. Каналы копали с умом! Пойдя несколько километров на различных участках гидросистемы, мы, например, обнаружили, что в некоторых местах канал делал повороты на 180 градусов. Зачем? Никаких препятствий, в виде каменных глыб, на пути не было. Присмотрелись внимательно, и обнаружили, что строители огибали небольшие возвышенности, чтобы обеспечить естественный водоток. Соображалка работала!

В канале, особенно возле населенных пунктов, попадается мусор, пластиковые бутылки, например. Но сами каналы местные власти сохранили. Возле графитового карьера, что находится рядом с селом Тайгинка, при разработке месторождения канал сначала засыпали, а потом вырыли вновь. Когда строили новые дороги, так обеспечили свободные проход воды. Так что демидовское наследие, как никак, все же сохраняется.

Что нас понесло в кыштымские леса? Федор Жижилев – автор проекта «Утомленные городом». Он организует поездки по историческим местам Челябинской области. Возможно, что после дополнительного исследования, демидовские каналы войдут в туристический маршрут по Кыштыму. Но для этого краеведу придется копать еще глубже…

Сергей Смирнов, фото автора