5 апреля в историческом музее Южного Урала открывается выставка, которая подготовлена при участии Консульства Италии – «Парадокс Караваджо». Выставку репродукций великого итальянского художника Микеланджело де Караваджо предоставляет Итальянский Институт Культуры (Москва). В Челябинске будет представлено более 40 репродукций картин Караваджо с подробными экспликациями.

Одной из многих причин посетить эту выставку является личность самого художника – Микеланджело де Караваджо.

– С юных лет и до конца жизни Микеланджело де Караваджо сопровождают скандалы, драки и куда более серьезные проступки, – рассказывает сотрудник музея Юрий Богатенков. – Современники описывают его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». В творчестве он столь же безрассуден, как и в жизни. В 23 года Караваджо создает свои первые большие полотна, где выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи – маньеризму и академизму. Герой Караваджо – человек из уличной толпы, – римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия.

Большая часть сведений о художнике – лишь гипотезы и загадки, напитанные порой просто чудовищными домыслами. Так, полотно «Успение Марии» едва не отправило художника на скамью подсудимых – ходили слухи, что натурой для богоматери послужила утопленница – молодая женщина, утонувшая в Тибре. Но, при всей их скандальности, картины потрясали новизной и смелостью – у художника появилось множество влиятельных покровителей. При этом создание шедевров у Караваджо по-прежнему сопровождается разгульной жизнью. В 1606 году спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой художник зарезал человека. Папа Павел V объявил художника вне закона – за его голову было назначено вознаграждение.

Последние годы жизни художник проводит в бегах, скрываясь от правосудия, но при этом не перестает создавать великие полотна. В Неаполе Караваджо написал более десяти картин по библейским мотивам. В Мессине он пишет «Воскрешение Лазаря», с которым связана очередная жутковатая история. Художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались держать в руках разлагающийся труп, но Караваджо выхватил кинжал и буквально с ножом у горла заставил их позировать дальше.

Даже сама смерть художника полна таинственных разночтений. По одним сведениям, его израненное тело было обнаружено на берегу моря. По другим данным он умер в пути из Неаполя в Рим. Однако официальный папский указ о помиловании Караваджо и сообщение о его смерти были обнародованы 31 июля 1610 года.

Сергей Смирнов, фото из открытых источников