В рамках Дней Венгрии в Челябинске Исторический музей представляет выставку венгерского архитектора Имре Маковеца «Соединяя небо и землю…». Выставка откроется 19 апреля в малом выставочном зале музея.

Имре Маковец (1935–2011) – основоположник венгерской органической архитектуры. Его оригинальный стиль узнаваем во множестве разнообразных построек: церквях и павильонах, рынках и ресторанах, торговых центрах и домах культуры, театрах и концертных залах. Предпочитая натуральные материалы, Маковец нередко использовал живое, растущее дерево как часть конструкции. Идеальным он считал дом, основание которого выросло из земли, а крыша опустилась с неба.

Конструкция здания формируется по принципу «изнутри — наружу»: в основе живущее внутри существо и его структура, которое укрывается оболочкой, прочно защищающей здание от воздействия внешней среды. Ярким тому примером может служить конструкция поминальной часовни на кладбище Фаркашрети в Будапеште (1975), где также используется двойная оболочка — внутренний и внешний своды, а вся опорная система напоминает ребра человека. Такой антропоморфный прием, при котором части человеческого тела переносятся на архитектурные конструкции, будет часто встречаться в творчестве архитектора и далее.

Последователи и ученики Маковеца стараются извлечь как можно больше из последнего чертежа, как и в случае с другими записями архитектора. К сожалению, уже без Мастера.

Куратором выставки является Лёринц Чернюш (1961 г. р.) — архитектор, ученик И. Маковеца, обладатель премии имени Ибла, член попечительского совета Фонда имени Имре Маковеца, член-корреспондент Венгерской академии художеств, руководитель общества «Вандоришкола» при обществе имени Кароя Коша. 
В 1981 году познакомился с Маковецем. В 1981–1984 годах принимал участие в работе лагерей для молодых архитекторов, организуемых в Вышеграде. Будучи одним из первых учеников мастера, работал вместе с ним на протяжении почти тридцати лет. После смерти архитектора, будучи членом фонда, возглавил работу по исследованию и структурированию наследия Маковеца.

Сергей Смирнов, фото из открытых источников