Фонды Исторического музея пополнились интересной коллекцией музыкальных инструментов, без которых в первой половине XX века не обходился ни один народный праздник. Это старые гармоники, баян, балалайка, труба и более редкие, непривычные для нас инструменты – кобза, цитра и удмуртские ритуальные гусли быдӟым крезь.

Вот гармоники ручной работы. На иных указаны имена изготовивших их мастеров – одна из них сделана в апреле 1917 года. Страна на переломе, а мастер Сережкин преспокойно доделывает трехрядную гармонику и не знает еще, в чьих руках она запоет, в чей стан попадет — к революционным матросам или в тачанку махновцев-анархистов. Всего же коллекция гармоник, поступивших в музей, включает в себя две вятские (тальянки), петербургскую, елецкую рояльную, хромку, венскую, хроматическую гармонь (баян). Все они, кроме хромки, кустарного изготовления, все датируются первой половиной XX века.

– В коллекции имеется три образца цитр, изготовленных в Пруссии и Саксонии в конце XIX — начале XX века. – Рассказывает сотрудник пресс-службы музея, известный рок-музыкант Юрий Богатенков. – Скорее всего, их сюда привезли в годы войны поволжские немцы, которых депортировали в Еманжелинск и Челябинск. Там, на шахтах и на строительстве металлургического комбината, их было особенно много – спецпереселенцев с немецкими фамилиями.

Вот украинская кобза конструкции Н. А. Прокопенко. Она была воссоздана по изображениям, описаниям и этнографическим образцам. Она изготовлена в конце 70-х годов – в той еще, советской, Луганской области, жителям которой сегодня совсем не до песен. Такие музыкальные инструменты никогда не выпускались в промышленных масштабах и существуют в единичных экземплярах. Но для Исторического музея и этот инструмент не чужой, поскольку украинский этнос с XVIII века входит в число наиболее многочисленных этнических групп региона.

Традиционные удмуртские гусли – быдӟым крезь. Родовые моления, религиозные обряды и племенные выборы проходили под аккомпанемент быдӟым крезя. Этот музыкальный инструмент будет желанным экспонатом на любой этнографической выставке, посвященной традиционной культуре народов Урало-Поволжья, а также в тематических проектах музея, посвященных религиозной культуре региона.

Словом, каждый инструмент в этой коллекции достоин отдельной и подробной истории, поскольку в них – живой голос ушедшей эпохи, который порой остро перекликается с событиями дней сегодняшних.

Сергей Смирнов, фото Александра Глебова