В витринах исторического музея Южного Урала можно увидеть три изделия Ивана Бушуева, известного златоустовского художника, которые прославили его на весь мир. Это клинок, сабля и шпага.

С чего же начинался путь Ивана Бушуева к славе? В 1815 году из немецкого города Золингена в Златоуст прибыла семья известных мастеров-оружейников — Вильгельм Шаф и его три сына. По условиям контракта, они должны были обучить своему искусству русских мастеров, однако обязательства свои выполнять не спешили. И только в 1818 году Шафы набрали себе группу учеников, в которую вошли девять лучших мастеров оружейной фабрики. Одним из них был двадцатилетний Иван Бушуев. В скором времени он превзошел своих учителей и создал свой собственный способ декорирования клинков.

 Оружие, украшенное Бушуевым, удивляет своим блеском и поражает объемом работы. Мастер изменил технику гравирования клинка, вместо привычного штихеля стал использовать беличью кисть для рисования. Благодаря этому его изображения очень детализированы. Кроме того, они имеют сюжетную основу и композицию. Еще одно отличие заключается в том, что гравюра занимает большую площадь клинка — от рукояти до середины.

Таким образом, Бушуев стал новатором в своем деле. Но, несмотря на то что он превзошел своих учителей, достиг большого успеха, он все еще не мог подписывать работы своим именем, так как по условиям договора авторство принадлежало Шафам. Но и тут Иван нашел решение — он стал обозначать свои клинки на внутренней поверхности рукояти — там, где это не бросалось в глаза. На его клинках стоят подпись «И. Бушуев» и «фирменная» печать — крылатый конь. Кстати, именно это изображение присутствует на современном гербе Златоуста.

Иван Бушуев прожил всего 37 лет (сказалось вредное производство с использованием кислоты и паров ртути). Но память о нем жива до сих пор. Он стал прообразом главного героя сказа Бажова «Иванко-Крылатко», ему поставлены памятники, именем его названы улицы. Но никто не знает, как он выглядел на самом деле. Не сохранилось ни одного его настоящего портрета, а те, которые существуют, показывают лишь собирательный образ, созданный фантазией художника.

 Выставка продлится до 19 сентября.

 Сергей Смирнов, фото Николая Бойко