24 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Дебаркадер-2018. Невозможность границ» здесь открылись пять выставок одновременно. Четыре из них (в холлах восточной и западной башен на втором этаже) состоялись в рамках большого международного проекта «Плакат без границ». Место там нашлось и переосмыслению опыта Октябрьской революции 1917 года, и рефлексии на тему «Запад есть Запад, Восток есть Восток», и совсем уж печальной экспозиции «Цареубийство», посвященной столетию казни семейства Романовых. Впрочем, буйные голландцы-дизайнеры (проект «Сделано в Голландии») своими дикими, пестрыми психоделическими плакатами удачно подсластили горькую пилюлю, связанную с этими постреволюционными экспозициями.

Пятая выставка в МВЦ представляет собой художественно-экологический проект «Без воздуха». Горожанам это словосочетание близко — стоит лишь приоткрыть форточку в урочный час и задохнуться от нежности к любимому Челябинску, расплывающемся в душном мареве смога. Художники Ольга Гражданкина, Дина Горкавченко и Марина Бушмелева своими графическими работами, арт-объектами и инсталляциями пытаются раскачать это положение дел — и это у них получается. Выставка режет по-живому, ибо какое веселье может быть в атмосфере перманентного удушья и астматических приступов? Отметим, что выставка «Без воздуха» не статична — она будет меняться, мутировать, и одному богу известно, чем завершится этот проект.

Куратор проекта «Плакат без границ» Павел Писклаков, как водится, разложил для несведущих по полочкам весь его дизайнерский контент, заполонивший холлы музея. Теперь даже неискушенному зрителю будет комфортно находиться на этих площадках — со всеми их закорючками, цветовыми пятнами, шрифтами, узорами, загадочными картинками и прочими визуальными механизмами графического дизайна. Подробный обзор этих выставок — в очередных выпусках хроники фестиваля «Дебаркадер. Невозможность границ»

 

Сергей Смирнов, фото Валерия Жирохова