В минувший четверг в публичной библиотеке состоялась драка. Причем, драка очень красивая, в сопровождении оркестра афроамериканских инструментов. Здесь выступали бойцы челябинской школы капоэйры CasaBrasileira. Они пришли, чтобы поддержать путешественника Сергея Аверченко, который открыл в «публичке» фотовыставку «Без горизонта. Автостопом по всему миру».  Сергей побывал в 55 странах, в том числе, и в Бразилии. А какая Бразилия без копоэйры?

Капоэйра – система боевых искусств, которую придумали африканские рабы в Бразилии. Когда-то поединки бойцов капоэйры проходили с кровавым исходом. Современная капоэйра больше похожа на танец с исполнением акробатических элементов. Лет 10 назад школа капоэйры появилась в Челябинске, занятия здесь ведет Сергей Баласанян.

У всех бойцов капоэйры обязательно есть прозвища. Сергея Баласаняна за роскошный армянский нос бразильский наставник Теренс де Лима Гонкалвес (Джамайка) прозвал Туканом. Перед именем наставника обязательно произносят слово «местре», что значит «мастер» – Джамайка имеет самый высокий, красный пояс. Местре Теренс несколько раз был в Челябинске, оставался здесь на довольно значительное время и вёл занятия по капоэйре. В свою очередь, Сергей дважды был в Бразилии, посетил Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу, смотрел на уличные поединки капоэйристов – роду. В Сан-Паулу Сергей Баласанян учился в знаменитой школе самбы «Золотая Роза». Это было как раз перед знаменитым бразильским карнавалом, занятия проводились с 10 часов вечера до 4 часов утра. Даже с подготовкой капоэриста выдержать это было совсем непросто. Впрочем, играть на инструментах во время поединков тоже нелёгкое занятие. А причем здесь это?

Во время выступления бойцов капоэйры сопровождает оркестр, который играет на бразильских национальных инструментах с экзотическими для нас названиями – беримбао, атабаке, агого, реку-реку... Часто в оркестре играют товарищи капоэйристов, которые одновременно с изучением боевых приёмов осваивают и музыкальные инструменты.

– Время от времени, часто в летнее время я бесплатно веду занятия по музыке, – рассказывает Сергей, – и втайне надеюсь, что люди, которые приходят ко мне в зал, приобщатся не только к бразильской культуре, но и к этому замечательному виду спорта.

Во время демонстрации приемов капоэйры тон задают музыканты, которые играют на беримбао. Эти инструменты, похожие на луки, в зависимости от тона, разделяются на гунгу, медиу и виолу. Гунга задает тон. Держать гунгу и играть на ней в непривычки неудобно: мизинец вставляется в петлю и держит «лук», а между большим и указательным пальцем зажат камешек, которым в процессе игры нужно прижимать струну. В правой руке музыкант держит палочку вроде смычка, на два пальца нанизана погремушка. Живот упирается в тыкву, закрепленную на рукояти лука – она служит резонатором звука. Нужно играть двумя занятыми руками и синхронизировать свою музыку с другими инструментами и вокалом. Сергей говорит, чтобы освоить азы игры на струнных бразильских инструментах, нужно недели две. Однако сам же он учится играть уже более десяти лет.

Челябинских поклонников капоэйры не так уж много. Они с удовольствием выступает в парках, на городских улицах. Но сейчас осень, на улице холодно. Так что не удивляйтесь, если увидите капоэристов в библиотеке…

Сергей Смирнов, фото автора