21 февраля в Историческом музее открывается выставка «ВелоМотоЭпоха», посвященная двухколесной технике XX века. Все экспонаты музею предоставит челябинский коллекционер Николай Авдеев.

Минувший век можно смело назвать веком велосипеда и мотоцикла. В том числе - и в России. Советская власть оставила после себя серьезное велосипедное наследие. «Железный конь» был верным спутником любого настоящего советского пацана, да и девочки в накладе не оставались — для них изготавливались модели без горизонтальной перекладины на велораме. Промышленность выпускала велосипеды специально для дам. Кроме отсутствующей перекладины он имел еще одну характерную деталь – сетку на заднем колесе. Она было сделана для того, чтобы длинное женское платье не попадало между спиц. Велосипеды делали в Харькове, Минске, Горьком, Шауляе и в Перми. «Урал» и «Уралец», «Спутник» и «Старт-Шоссе», «Москва-80» и «Украина», «Аист» и «Школьник», «Тиса» и «Орленок», «Десна» и «Ласточка», «Кама» и «Салют», «Малышок» и «Ветерок» — это лишь часть велосипедного модельного ряда с клеймом «Сделано в СССР».

На выставке в Историческом музее будут представлены многие велосипеды из этого списка, а также мопеды и мотоциклы советские, японские, немецкие, чешские и венгерские — всего более шестидесяти экспонатов.

В импровизированной мастерской на выставке можно будет увидеть, как из подержанных запчастей собирается рабочая двухколесная машина, в разделе «На перекрестке» посетителей выставки встретит доброжелательный ГИБДДшник с жезлом и в ненавязчивой форме обучит правилам уличного движения. Дополнит экспозицию видеоэкран, на котором самые маленькие гости увидят популярные мультфильмы, посвященные правилам поведения на дороге – такие мультики в СССР почему-то производились в больших количествах, с участием ребят, зверят и даже неодушевленных персонажей. 

Сергей Смирнов, фото из открытых источников