Помощь пришла из Екатеринбурга

В упорном матче против новосибирской «Сибири» хоккеист «Автомобилиста» Дэн Секстон в середине третьего периода оформил дубль, и счет стал 4:3 в пользу екатеринбургского клуба. Несмотря на все старания новосибирцев, отыграться им не удалось, и финальная сирена зафиксировала победу екатеринбуржцев. «Автомобилист» в ранге обладателя первого места Восточной конференции заработал очередные два очка под конец «регулярки», а «Сибирь» потерпела четвертое поражение подряд. Эта победа «Автомобоилисту» в турнирном плане не дала ровным счетом ничего. В отличие от соседей из Челябинска. Именно после этого матча новосибирцы потеряли всякие шансы догнать «Трактор» и выбить его из плей-офф.

Черно-белые, обыграв накануне московское «Динамо» (1:0), очень вовремя прервали затянувшуюся серию неудач и почти не оставили шансов «Сибири» на восьмое место. Сибирякам в оставшихся двух матчах нужны были две победы, и надеяться на две осечки челябинцев. Но «Сибирь» лишила шансов себя сама, так и не победив ни разу после февральской паузы на Евротур. Это соперничество напоминало дуэль хромых лошадей, только одну из них пристрелят по дороге, а другая имеет шанс дотянуть до лазарета. «Трактор» и «Сибирь» не желали выигрывать и дружно раздавали очки всем, кто попался по дороге к финишу: «Барысу», «Нефтехимику», «Торпедо», «Северстали»… Но в этом аттракционе неслыханной щедрости больше повезло нашей команде, и я представляю, как довольны болельщики из Екатеринбурга таким исходом. «Трактор», хоть и «обскакал» «Сибирь», увы, подходит к плей-офф в плачевном состоянии. Но, может, не все так пессимистично? И шансы против «Автомобилиста» есть?

Ни голов, ни большинства: четыре причины возможного проигрыша

«Трактор» забросил в чемпионате 101 шайбу. Столько же у беспросветного аутсайдера Лиги «Слована», который доигрывает сезон в три пятерки, а на ворота отряжает голкипера из юниорской команды. В прошлом сезоне 2017-2018 челябинцы сотню заброшенных шайб разменяли уже к Новому году. В этой «регулярке» «Трактор» сотую шайбу забросил в середине февраля за три игры до конца чемпионата. Это раз.

«Трактор» уже повторил антирекорд новокузнецкого «Металлурга» (ныне выступающего в ВХЛ) по количеству матчей за сезон без заброшенных шайб – 17. Новокузнечане «постарались» в сезоне 2016-2017, где одержали всего лишь 14 побед (восемь в основное время) и набрали 40 очков, финишировав последними и отстав от предпоследнего места в Конференции на 25 баллов. «Трактор» же сыграет в плей-офф. Причем у «Трактора» есть возможность «вляпаться» в историю и переустановить антирекорд, ведь сезон челябинцы завершают домашней игрой со «СКА», шансы заработать 18-й «сухарь», прямо скажем, высокие. Это два.

Всего лишь в 28 играх сезона «Трактор» забросил больше одной шайбы. То есть, в оставшихся 33 матчах челябинцы либо не забивали вообще (17 игр), либо забрасывали по одной шайбе (16 игр). Правда, в пяти случаях с одной заброшенной шайбой удалось победить. Но картины это коренным образом не меняет: чтобы побеждать, «Трактору» нужно не пропускать вообще. Ни одной шайбы. Судницин и Демченко – пара классных голкиперов, оборонительная тактика может принести успех, но это не футбол, и на постоянной основе «засушивать» соперников невозможно. Почти каждую игру Александр и Василий давали шансы «Трактору», но не забивая совсем, выиграть невозможно. Игры, когда за период команда наносит один-два броска в створ с ничтожным временем в атаке, под конец сезона уже не удивляют и воспринимаются как обыденность. Это три.

Большинство. Один из самых важных факторов успеха в нынешнем хоккее, если не ключевой. «Трактор» в начале чемпионата тоже шел «в тренде», имея статистику реализации в районе приличных 20 % и более. Теперь все рухнуло: реализация 13,3 %. Да ладно бы хоть не пропускали при этом, но «Трактор» и здесь удивил всех. Отправляя шайбу вперед, попасть в своего же защитника и получить автогол? Судницин и Рясенский точно возглавят хит-парад курьезов сезона. Поменять вратаря на шестого полевого и отдать пас на синюю линию с такой силой, что шайба закатится в свои же ворота, да еще и станет победной? Марселю Шолохову и это по плечу, пусть гол и записали на счет вратаря «Витязя» Йони Ортио. Вот и все, чем запомнилось большинство «Трактора» в зимние месяцы. «Трактор» делит первое место с «Адмиралом» по количеству пропущенных шайб в большинстве (8) и пропускает очень креативно. Конечно, были голы и в чужие ворота, и давайте посчитаем, сколько их набралось в 2019 году: всего четыре раза «Трактор» смог поразить цель, играя в большинстве. А пропустил, кстати, трижды. Причем в большинстве, кажется, поиграли уже все игроки, однако такое ощущение, что к плей-офф с наигранностью в этом компоненте становится только хуже. Небольшая ремарка: в прошлом году «Автомобилист» уступил «Металлургу» в первом раунде плей-офф (2-4). Екатеринбуржцы за всю серию имели 40 минут большинства, не забросили ни разу(!) и при очень достойной игре в равных составах лишили себя очень важного козыря, бесславно закончив сезон. Яркий пример того, как большинство может решить исход не только одного отдельного матча, но и целой серии. Учтем, что у «Автомобилиста» фантастическая реализация лишнего на данный момент (28,9 %), с такой игрой челябинцы приговаривают себя к поражению в серии прямо сейчас. Это четыре.

Хватит ли этого «Автомобилисту» для победы в серии?

Беда нападающих

Процитируем слова Алексея Тертышного на пресс-конференции после победы над «Динамо»: «Что у нас с результативностью? Знаете, мне каждый раз задают такой вопрос. Есть нападающие, которые умеют забивать, а есть те, кто умеет обороняться. На данный момент в «Тракторе» больше форвардов оборонительного плана, отсюда такое количество заброшенных шайб. Есть и травмированные игроки, ребята, которые в том году забивали по 20 шайб. Сейчас их нет, поэтому все логично». Тренера можно понять: в начале сезона вылетел Гюнге; Щехура по ходу сезона не раз оказывался в лазарете и, увы, уже точно не поможет «Трактору»; лучший бомбардир Райан Стоа сломал ногу и также выбыл до конца сезона. По ходу чемпионата среди нападающих травмировалось столько народу, что проще сказать, кто лазарета избежал: Рыбаков, Кокуев, Дугин, Томас, Шаров, Шолохов. Все остальные форварды, о ком вы подумали или вспомнили, лечились, и не раз. Тем не менее получается интересно: дескать, бомбардиры в лазарете, а остальным, получается, и забивать не надо? Получается, амплуа «форвард оборонительного плана» – это не почетная миссия по помощи защитникам и вратарю, а ярмо, которое мешает нападающим идти вперед? Если взглянуть на статистику наших признанных двухсторонних форвардов, Рыбакова и Кокуева, от цифр можно немного «поплыть»: на двоих Александр и Семен набрали 22 очка при суммарном показателе полезности – минус 36. Это показатель полезности или вредности? Оба прекрасно играют в меньшинстве, замечательно обороняются, но ведь они все-таки форварды, оба умеют отдать и забить, почему статистика игры в равных составах такая душераздирающая? Их имел в виду Тертышный, когда говорил про слабую результативность форвардов оборонительного плана? А как же Глинкин, Кравцов, Бергстрем, Дугин, Томас, которых либо вообще не отнесешь к двухсторонним форвардам, либо с большой натяжкой? Антон и Виталий, наверно, единственные сейчас в команде, которые в чужой зоне задерживаются больше 10-15 секунд и стараются хоть как-то шайбу довести до ворот, а не просто вбросить, завезти, скинуть в сторону, а там отскочит. Дугин провалил «регулярку», Бергстрем после травмы редко-редко напоминает себя образца прошлогоднего лучшего бомбардира «Сибири», Томас после дубля «Ак Барсу» в январе замолк и никак не проснется. Ну а что об остальных говорить... Хотя Игорь Полыгалов, Йонас Энлунд, Александр Шаров и Марсель Шолохов рады бы поспорить, но не получается. А Ник Бэйлен, при всем уважении к его атакующим качествам, наработал своими частыми ошибками и обрезами на показатель полезности «минус 20» при 50 (!!!) пропущенных при нем шайбах.

«Автомобилист» не так страшен, как его малюют

Конечно, не бывает такого, чтобы шансов не было совсем, и соперник был неуязвим. У «Трактора» есть замечательные плюсы, которые дают надежду на упорную серию с «Автомобилистом»: бригада вратарей и спецбригады меньшинства. Порой складывается впечатление, что в численном меньшинстве «Трактор» играет гораздо лучше, чем в равных составах и большинстве (по эффективности игры в меньшинстве челябинцы занимают четвертое место в КХЛ), команда прямо преображается на глазах, но стоит составам уравняться, все возвращается в привычное русло. У «Автомобилиста» нет такого опыта, когда они в плей-офф заходят с позиции силы, причем очень серьезной и грозной силы, ведь свердловская команда ни разу в своей истории не преодолевала первый раунд плей-офф КХЛ. У «Автомобилиста» за спиной вратаря Якуба Коваржа зияющая пустота, и, если чеха раскусить и вывести из равновесия, его даже во время матча подменить безболезненно некем. «Трактор» по ходу сезона четыре раза проиграл свердловчанам, и Алексей Тертышный с тренерским штабом, думаю, разобрали, чем опасен соперник, и на какие нюансы сделать упор. У «Автомобилиста» не идеальная защита (Трямкин, Василевский плюс все остальные), наши Петров и Карпухин не сильно уступают Егоршеву, Лямину, Вишневскому и прочим Гуркиным. Отличная глубина нападения «Авто» с потрясающими иностранцами может разрушиться о тактику «Трактора», которая как раз и заточена на то, чтобы останавливать мощные атаки противника. Конечно, нельзя за пару дней наработать большинство или научить забивать «нападающих оборонительного плана. Но у «Трактора» есть козыри, и, если их грамотно подать и использовать вкупе с отлаженной игрой в обороне, то шансы обязательно будут даже с таким мощным, но все-таки неопытным «Автомобилистом». А в «Тракторе» все же достаточно хоккеистов, которые в прошлом году в плей-офф выступили очень здорово, и, когда, если не сейчас, с восьмого места, преподать урок так называемым «новичкам» первой позиции.

Борис Глебов, фото из открытых источников