В начале февраля жители Челябинской области начнут получать квитанции за вывоз мусора, или, говоря официальным языком – твердых коммунальных отходов (ТКО). Именно с этого момента для южноуральцев начнется новая система обращения с мусором.

Почему нужна реформа?

Сама система призвана решить две важнейшие проблемы. Первая: образование нелегальных свалок. Вторая: вывоз мусора из небольших поселений в сельской местности.

Что бы ни говорили, а мы сегодня живем в обществе развитого потребления. К тому же производители товаров, конкурируя за покупателя, стараются упаковать свою продукцию как можно ярче и оригинальнее. Чаще в качестве упаковки используется пластик, срок разложения которого в несколько раз дольше человеческой жизни! Между тем в любом супермаркете нам предложат пластиковый пакет, и мы редко отказываемся.

В итоге мусора стало больше в разы, если сравнивать с советскими временами. Старые мусорные полигоны переполнены и являются фактически банальными свалками. Кстати, сами эти свалки становятся фактором загрязнения окружающей среды. Печально известная челябинская свалка, по разным данным, давала 20-30 процентов от всех выбросов в атмосферу Челябинска. Наконец, примитивное захоронение мусора – это большое расточительство, так как многое из того, что ныне закапывается в землю или разлагается, является потенциальным вторсырьем.

Очевидно, что прежняя система обращения с твердыми бытовыми отходами не просто изжила себя. Она стала создавать стратегические риски для страны и ее населения.

Несколько лет назад высшее политическое руководство России инициировало принятие ряда законодательных актов с целью в корне изменить систему обращения с отходами. И мы сейчас находимся в процессе этих изменений. В конце этого пути у нас должны появиться современные мусорные полигоны и развитая отрасль переработки отходов.

Еще одна задача – вписать новую систему в рыночные отношения. А иначе сегодня никак – никто не будет работать бесплатно. К тому же следует привыкать к очевидной мысли, что окружающая среда и природные ресурсы тоже имеют цену.

До 1 января 2019 года управляющие компании многоквартирных домов платили перевозчикам за фактический вывоз мусора. В плату была включена стоимость услуг мусорного полигона. Что делали перевозчики? Чтобы сэкономить и увеличить свою прибыль, они везли отходы либо на нелегальные полигоны (фактически таковым к середине 2000-х стала челябинская свалка), либо вываливали мусор в ближайшем лесу.

Раньше услуга по вывозу мусора входила в список жилищных в общей квитанции от управляющей компании. Теперь за все, что связано с мусором, отвечает региональный оператор по обращению с отходами. Это юридическое лицо, которое несет ответственность за вывоз мусора с момента погрузки до размещения на полигоне.

Новые правила предполагают, что перевозчики, с которыми региональный оператор заключит договоры, будут получать деньги только после доставки отходов на официальный полигон, где ведется весовой учет. Так можно гарантировать, что мусор не окажется в ближайшем овраге, это, во-первых. А во-вторых, деньги будут поступать инвестору, заинтересованному в создании современных полигонов, сортировочных станций и в перспективе – мусороперерабатывающих заводов. Цель – сделать так, чтобы доля мусора, который сегодня закапывается, постоянно сокращалась, а доля перерабатываемого, напротив, увеличивалась.

«Эта «мусорная реформа» станет «мусорным десятилетием». Нам нужно с нуля создать ту инфраструктуру, которая есть в европейских странах. Нам придется вводить это экстренно», – заявила недавно заместитель председателя Госдумы, сопредседатель Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева.

Что мы имеем сегодня?

Согласно территориальной схеме обращения с отходами, подготовленной региональным министерством экологии в соответствии с требованием федерального законодательства, Челябинская область поделена на пять так называемых кластеров: Горный, Карабашский, Кыштымский, Магнитогорский и Челябинский. Отныне вопросы, связанные с утилизацией отходов, будут решать не местные власти в силу своих возможностей и представлений, а региональные операторы, которые работают по законодательно установленным нормативам, с централизованным контролем качества и четко рассчитанной оплатой этой услуги.

Соответственно и плату с населения будут взимать не управляющие компании, как раньше, а эти самые региональные операторы.

Самый волнующий вопрос – сколько? С одной стороны, тарифы должны обеспечить эффективную работу всей системы. С другой, не быть неподъемными для населения.

Плата за услугу по обращению с ТКО в Челябинской области является одной из самых низких в России. При этом плата включает в себя необходимый уровень затрат для предоставления региональными операторами качественной услуги в сфере обращения твердых коммунальных отходов.

Несмотря на то, что власти Челябинской области делают все возможное, чтобы уменьшить тариф на вывоз мусора, существуют риски, что он может вырасти по причинам, лежащим далеко за пределами региона. Например, если цены на горючее в стране станут существенно выше: большая часть затрат на вывоз мусора связана именно с транспортной составляющей.

Отдельно следует сказать о том, как коснется «мусорная реформа» жителей сельских территорий. Так сложилось, что в небольших селах и деревнях долгое время не было своих мусорных полигонов. Значительная часть производимого мусора сжигалась в домашних печах, а что-то перерабатывалось в подсобных хозяйствах. Так было раньше. Теперь же мусора стало значительно больше и в сельской местности – общие цивилизационные процессы не прошли мимо российской деревни. За вывоз ТКО нужно будет платить и здесь, если мы не хотим, чтобы окрестные леса превратились в стихийные свалки. Здесь уже местным властям и региональным операторам приходится апеллировать к чувству местного патриотизма. И многие жители области с пониманием относятся к новой системе обращения с отходами.

Что увидим в квитанции?

Итак, с февраля южноуральцы начнут получать квитанции от регионального оператора по обращению с ТКО, где будет обозначена плата за вывоз и утилизацию мусора. Одновременно с этим в квитанциях за жилищно-коммунальные от управляющих компаний соответствующая строчка исчезнет. Кстати, жители некоторых районов Челябинска и Магнитогорска уже некоторое время получают квитанции нового образцы и, возможно, успели разобраться в нововведениях. Ничего сложного, к слову, там нет. Однако следует заметить, что поменялся не только размер тарифа, но и принцип. Теперь мы платим, исходя не из площади квартиры, а по количеству живущих, точнее зарегистрированных. Во-первых, это более справедливо. Логично ведь, что мусор создают не квадратные метры, а люди. Во-вторых, тут есть социальная подоплека. Одинокие пенсионеры будут платить теперь меньше, чем раньше, при старой системе. Наконец, под удар попадут хозяева так называемых «резиновых квартир» – собственники жилья, которые прописывают у себя за деньги нелегальных гастарбайтеров.

Как рассчитывался тариф?

В зависимости от кластера тарифы для жителей Челябинской области на вывоз ТКО разнятся. Однако в любом случае они – одни из самых низких в стране. И в этом заслуга правительства региона.

Министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц настаивает, что тариф не «политический», а экономически обоснованный. Изначально самый крупный региональный оператор «Центр коммунального сервиса» предложил свои тарифы. Однако в правительстве региона их посчитали завышенными.

– Мы основывались на технологическом цикле, описанном в территориальной схеме по обращению с отходами. Основная составляющая тарифа – транспортирование ТКО. Как раз по ней у нас и возникла дискуссия с регоператором. Законодательство предполагает, что в регулируемые тарифы включается стоимость транспортировки на основании заключенных договоров по итогам конкурсных процедур. А «Центр коммунального сервиса» провели свои конкурсные процедуры с нарушением. На это обратило внимание региональное Управление Федеральной антимонопольной службы. В итоге мы просчитали затраты на транспортировку ТКО самостоятельно, исходя из тех данных, которые заложены в терсхеме: точки сбора мусора, полигон, периодичность вывоза. С учетом этих данных мы определили затраты на ГСМ и содержание транспорта, включили сюда все возможные расходы от зарплаты до медосмотра и спецодежды. Мы уверены в том, что этот тариф экономически обоснован.

Кроме того, по словам министра, тарифы в других регионах страны бывают выше, когда в них изначально закладывается так называемая инвестиционная составляющая.

Татьяна Кучиц также объяснила, почему в разных кластерах тарифы для населения разные.

– В горном кластере тарифы получились ниже, так как там в качестве регоператора работает МУП «Комритсервис», а для МУПов не предусмотрена предпринимательская прибыль в пять процентов. В Кыштымском кластере регоператор - ООО «Спецсервис», небольшое предприятие, работающее по упрощенной системе налогообложения, что опять же экономит средства населения в конечном итоге.

И последнее. Тарифы утверждены на год, а дальше предусмотрена индексация. Татьяна Кучиц обращает внимание, что теперь платеж за вывоз мусора – коммунальная услуга. Это, оказывается, важно.

– Раньше, когда эта услуга была жилищной, никаких ограничений на рост этой платы ни на федеральном, ни на региональном уровнях не устанавливалось. С 2020 года на рост платы за вывоз ТКО распространяется такое же ограничение, как по всем остальным платежам – отоплению, горячему водоснабжению и т. п. Это ограничение у нас действует очень жестко. Это дополнительная гарантия мер социальной поддержки.

Почему не стоит игнорировать платежки?

Региональные операторы по обращению с ТКО выставляют договоры на обслуживание населения в виде так называемых «публичных оферт». То есть оформление договора в письменном виде не является обязательным. Форма договора размещена на официальном сайте Регионального оператора в сети Интернет. Иными словами, сам факт публикации договора является фактически обязательным для исполнения частными лицами. Если человек не платит, то регоператор, ссылаясь на федеральное законодательство, механически подает на неплательщика в суд, а тот, руководствуясь существующими законами, автоматически вынесет решение в пользу регоператора. В итоге неплательщик не только будет обязан оплатить всю сумму сразу, на него возлагается обязанность возместить судебные издержки.

Когда будет введен раздельный сбор мусора?

Раздельный сбор мусора – одна из целей «мусорной реформы». Это выгодно всем, кроме недобросовестных перевозчиков. Уже сейчас существует законодательные акты, которые обязывают нас сортировать мусор.

Со следующего года должно отсортировываться не менее 20 процентов отходов (сейчас не более пяти процентов). Требования законодательства изменились, и теперь с 1 января нельзя будет захоранивать шесть фракций: бумага, картон, стекло, полимеры, текстиль, резина.

Однако все упирается в отсутствие инфраструктуры, которая обеспечивала бы переработку отходов. Между тем в некоторых городах области, да и то не во всех дворах, появились отдельные контейнеры для пластика. Их установили не регоператоры, а компании, которые заинтересованы в переработке. Кроме того, ряд общественных организаций ежемесячно в Челябинске проводят специальные дни раздельного сбора мусора. Вопреки скептическим ожиданиям, люди довольно охотно осваивают раздельный сбор мусора, не видя для себя ничего особо сложного в том, чтобы погрузить общий мусор в одну емкость, пластик в другую, а, например, стекло – в третью. В ряде муниципалитетов это входит в привычку у жителей некоторых районов в Копейске, Озерске или Кыштыме. Челябинск тоже «морально созрел». Как ни странно, этому поспособствовал «мусорный коллапс», случившийся осенью 2018 года. Несколько дней не вывозился мусор, и люди с ужасом поняли, какое количество отходов они производят.

К слову, один из экономических смыслов «мусорной реформы» – найти деньги на создание инфраструктуры для переработки мусора. Министр экологии Челябинской области Сергей Лихачёв не исключает уменьшения тарифа на вывоз мусора в перспективе, когда появится такая инфраструктура. Логика здесь проста: если отходы начнут перерабатываться и приносить прибыль, ее можно будет направить на возмещение платы с населения за сбор ТКО.

«Будем строить мусоросортировочные комплексы»

Кстати, 17 января состоялась передача мусоросортировочного комплекса в Карабаше, строительством которого занимался регоператор Карабашского кластера ООО «Центр коммунального сервиса».

Заказчиком объекта выступило региональное министерство экологии. На его строительство из областного бюджета было выделено 42 млн рублей. На строительство понадобилось семь месяцев.

Как работает комплекс? Прибывшие мусоровозы сначала проходят процедуру приемки: взвешивание, оформление документов, визуальный осмотр, чтобы исключить прием опасных отходов. Далее машины отправляются на разгрузочную площадку. Здесь мусор выгружается на ленточный конвейер, где специалисты точечно отбирают пластик, пэт-тару, бумагу и т. д. Отсортированное вторсырье отправляется в бункеры, а затем под пресс. Сформированное таким образом сырье упаковывается и складируется в ожидании отправления на переработку. Оставшиеся после сортировки отходы будут проходить дополнительный этап сортировки и уже «хвосты» захораниваться на полигоне.

Министр экологии Сергей Лихачёв отметил, что такие же комплексы будут построены в Снежинске, Сатке, Трёхгорном и других территориях.

– Система обращения с твердыми коммунальными отходами только налаживается, и нам нужно начать с населения, чтобы на этапе сбора уже получить первичную сортировку отходов. Это поможет не засорять мусоросортировочный комплекс, тогда отбор будет идти более производительно. На начальном этапе мы планируем достичь 30 процентов отбора вторичного сырья из отходов потребления, а в перспективе - 50-70 процентов извлечения. Но для этого необходимо наладить систему сбора и переработки отходов. В нашей области хорошо налажена система переработки вторичного сырья, но она не полностью загружена, приходится привозить вторсырье на переработку из других регионов. С помощью мусоросортировочных комплексов у нас должно появиться больше собственного сырья для вторичной переработки. А значит, станет меньше захораниваться отходов.

Льготники смогут платить меньше

Одной из форм мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг является предоставление компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется на все виды жилищно-коммунальных услуг, определенные Жилищным кодексом РФ.

– К категориям граждан, имеющим право на предоставление компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и по оплате за твердые коммунальные отходы (ТКО), относятся инвалиды и участники Великой Отечественной войны, блокадники, инвалиды боевых действий, члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, инвалиды и семьи детей-инвалидов, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию, — отметила министр социальных отношений Челябинской области Татьяна Никитина. — Таких граждан в нашем регионе порядка 230 тысяч человек.

Для получения компенсации расходов по данной услуге обращаться в органы социальной защиты не требуется. Составляющая компенсации расходов по оплате за твердые коммунальные отходы входит в состав общей суммы компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, таким образом, плата за ТКО будет учтена при расчете компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Кроме этого, гражданам, которые не в состоянии самостоятельно полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги в связи с небольшими доходами, предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Право на получение жилищной субсидии могут иметь все граждане, независимо от их принадлежности к какой-либо категории в случае одновременного выполнения ряда условий. Вот они: наличие у заявителя и членов семьи гражданства России, соответствующего установленного основания пользования жилым помещением и регистрации по месту жительства, а также превышения расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных, исходя из размера региональных стандартов стоимости ЖКУ над максимально допустимой долей в совокупном доходе семьи и отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение соглашения по ее погашению.

Для всех семей установлена максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, равная 22 %.

Для одиноко проживающих пенсионеров и семей, состоящих только из пенсионеров, многодетных семей и неполных семей с несовершеннолетними детьми максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи равна 11 %.

– Размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий исчисляется, исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, утверждаемых правительством Челябинской области ежегодно для каждого городского округа и поселения муниципальных районов с разбивкой на периоды (отопительный период, без отопления), — пояснила Татьяна Никитина. — Для каждой семьи размер субсидии рассчитывается индивидуально.

Производимая гражданами оплата за обращение с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при выплате жилищной субсидии. Тем гражданам, которые еще не получали жилищную субсидию, проверить право на нее можно в управлениях социальной защиты по месту жительства, предоставив все необходимые документы для расчета.

Для справки

Необходимые документы для предоставления жилищной субсидии:

– заявление гражданина, представляемого в письменной форме;

– копия документа, подтверждающего основание владения и пользования заявителем жилым помещением (для нанимателя);

– счет-квитанция по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или их копии за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц;

– документы, подтверждающие право на льготы;

– документы о размере доходов каждого члена семьи за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения;

– для граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг – копия письменного согласия гражданина о реструктуризации задолженности, представленного в соответствующую организацию – поставщика жилищно-коммунальных услуг.

– для граждан иностранных государств, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий, и членов их семей – копию документа, удостоверяющего гражданство.

Подать заявление и документы на жилищную субсидию граждане могут в управление социальной защиты населения по месту жительства, многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) либо в виде электронного документа через портал Госуслуги.ру