Свой «Дебаркадер» (это название фестиваля) его организатор - Государственный исторический музей Южного Урала - проводил уже третий раз. Два года назад это было уместно назвать пробой пера, попыткой фестиваля. «Дебаркадер-2016» был почти бесконечным: с августа по ноябрь. Целью прошлогоднего марафона была ревизия всех творческих сил Челябинска, которых уместно причислять к современному искусству.

Вспомнили классиков (Лев Гутовский и его Новый Художественный Ансамбль показали легендарный перформанс «Передвижной оркестр майора Брауна», которому уже больше двадцати лет и с которым НХА объехал половину Европы, а знаменитый сценограф, человек-театр Виктор Плотников не только открыл выставку своих кинематов, но и сыграл балет марионеток «Кармен», снискавший успех на фестивалях по всему миру, от Нью-Йорка до Тайваня), оценили молодые таланты. Было много драматургических читок, поэтических турниров, выставок и, конечно, contemporary dance от Челябинского театра современного танца. События оказывались, порой, очень разного уровня, но в том-то и была задача: увидеть и оценить всех.

У «Дебаркадера-2017» уже иная концепция. Фестиваль оказался переполнен художественными проектами отменного качества, многие из которых приглашены в Челябинск со стороны. Не жить только домашними радостями, показать челябинцам реальные достижения современного искусства в большом мире - одна из задач этого фестиваля.

Но и без исключительно челябинских событий «Дебакадер-2017» тоже не обошелся. В выставочной и театральной программах все делилось поровну, два на два. Была огромная международная экспозиция живописи, графики и фотографии «Искусство без границ» с работами из Венгрии, Испании, США и России (нашу страну представляли классики уральского авангарда, екатеринбуржцы Миша Брусиловский и Виталий Волович) и дизайн-проект «Золотая пчела 12» с мощным международным участием. Но была и экспозиция южноуральских художников (самым интересным показался Валентин Качалов) и выставка киноплакатов «От Эйзенштейна до Тарковского», совсем не местного уровня, но представленная челябинским коллекционером Сергеем Сафьяновым.

В театральной программе были две постановки со стороны: знаменитый променад-спектакль по Бертольту Брехту, номинант «Золотой маски» этого года «Разговоры беженцев» из Санкт-Петербурга (он создан в рамках фестиваля «Точка доступа» режиссером Константином Учителем), сыгранный на Челябинском железнодорожном вокзале, и «Война, которой не было» по чеченским дневникам Полины Жеребцовой, которую привезла из Екатеринбурга театральная платформа «В Центре» - молодой коллектив, возникший в минувшем сезоне в Ельцин-центре (режиссер «Войны…» - Семен Серзин). Оба спектакля стали огромными событиями.

Молодые звезды петербургской сцены Максим Фомин и Сергей Волков три раза собирали на вокзале крайне заинтересованную толпу самых продвинутых профессионалов челябинской сцены и самых готовых к экспериментом театралов, и эта прогулка (бродилка) актеров и зрителей в наушниках пронзала и одухотворяла территорию вокзала, который сам становился действующим лицом спектакля, партнером актеров. «Война, которой не было» открыла и заставила навсегда запомнить имя молодой актрисы Екатерины Соколовой, сыгравшей свой часовой монолог с настоящими страстью, отчаянием и - вопреки всему - надеждой.

И челябинских спектакля было два. «Olga Maria» о жене и возлюбленной Пабло Пикассо («Студия М», режиссер Радик Рябков), что называется, work in progress, заявка о намерениях, эскиз будущего, хочется надеяться, очень интересного визуального спектакля.

Постановка «Ты меня любишь, Соня Кривая?» была создана специально для «Дебаркадера-2017» и закольцевала фестиваль: премьеру сыграли в день открытия, второй показ был в последний день. Драматургов Константина Рубинского и Полину Бабушкину, режиссера Олега Хапова, сценографа Антона Сластникова, рок-музыканта Юрия Богатенкова (автора знаменитой песни «Улица Соня Кривая»), актеров Екатерину Девятову, Алену Сергееву, Александра Черепанова и Ивана Яковлева челябинская революционерка заинтересовала не столько как исторический персонаж, сколько как миф и архетип человека, которому приходится делать выбор между комфортом, любовью и чем-то большим, ради чего можно пожертвовать и жизнью самой.

От событий вековой давности действие перетекало в наши дни, публика, казалось, порой пугалась остроты диалогов, но азарт и самоотдача актеров, у каждого из которых в этом спектакле был свой момент истины, сильная драматическая сцена, брали в плен зрительный зал (оба раза переполненный). И был редкий, вполне самодостаточный видеоряд из исторических и современных фотографий из коллекции музея. Хочется надеяться, что спектакль этот (первый в истории Государственного исторического музея Южного Урала) продолжит жить и после фестиваля.

Всех событий короткого, но сверхнасыщенного «Дебаркадера-2017» не перечесть: огромная поэтическая программа, собравшая литераторов из множества городов (в одном из своих проектов под названием «НЕШУМЫ» они объединились с музыкантами и артистами Челябинского театра современного танца Ольги Пона), множество дизайн-событий, кинопоказы, концерт екатеринбургской рок-группы «Курара» (а это ведь почти что уральские «The Rolling Stones», а их лидер Олег Ягодин почти Мик Джаггер)… И незабываемая уличная церемония открытия от «Студии М» Радика Рябкова: перформанс между музейными башнями под звездным небом из огня, полетов, трансформаций и образов русского авангарда начала прошлого века.

Что важно: абсолютно на всех событиях было полно публики. Молодой и разной, с горящими глазами и скептической, заинтересованной в познании нового, открытиях, нетрадиционном художественном опыте. Очень хорошая была публика. Ей не было скучно с «Дебаркадером», а фестивалю - с ней. Все рассчитывают на продолжение диалога.

Государственный исторический музей Южного Урала и его неутомимый и креативный директор Владимир Богдановский уже 22 сентября открывают в музейных стенах новый фестиваль - фотографический «Фотофест-2017». Но и о «Дебаркадере-2018» уже тоже думают.

Владимир Ефремов