Главная ГАЗЕТА "ВУ" Анонсы Кто имеет право на социальное жильё?

Кто имеет право на социальное жильё?

11.03.2016

Гражданам могут отказать в предоставлении жилья на основе социального найма

Жильё – малоимущим?

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

Верховный суд РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утверждённый Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получение жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Необходимые условия

Одно из главных условий для получения жилья по договору соцнайма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учётом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложения. Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Порядок учёта граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих. А непосредственно ведение учёта и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей.

Ещё одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учётной нормы. Учётная норма устанавливается органами местного самоуправления, но, как правило, на практике её показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учёта граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилье происходит либо при получении ими жилья по договорам соцнайма, либо при выявлении оснований для снятия их с учёта. При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учёта можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учёта

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

·подача заявления о снятии с учёта;

·утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);

·выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

·получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

·предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учёта по этому основанию;

·выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учёт, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учёт.

Как установил ВС РФ, наиболее распространённой причиной снятия с учёта является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестаёт быть малоимущим, например, в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жильё или переехал либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учёта достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причём последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положенияЖилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

 

Можно ли отменить решение органов местной власти?

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учёта, закреплённый в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание Верховный суд РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Так, гражданка К. из Томской области была снята с учёта после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учёта в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нём. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учёта К. неправомерно.

Не могут быть сняты с учёта также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учёте в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т. из Республики Мари Эл, причиной снятия с учёта которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания.

Ещё один случай, когда гражданин не может быть снят с учёта, – при изменении муниципалитетом учётной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учёт.

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учёт в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учёта, как и для тех, кто был поставлен на учёт после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учёта по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учёт не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

 Подготовила Инна Панкова


Поместить в блоге:

Код для блога Как это будет выглядеть