Ограничений нет – преподаватели ждут всех желающих, кто готов дважды в месяц осваивать психологию.

Разобраться в себе, научиться говорить нет, противостоять влиянию группового давления, преодолевать проблемы и стрессовые ситуации, понять смысл жизни, сформулировать перспективные для себя цели, наладить контакт с родителями – это далеко не все умения, которые можно приобрести во время занятий со специалистами (которые, к слову, стараются в рамках малого университета на добровольных началах!). Екатерина Веденеева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, приоткрыла некоторые секреты курса и поделилась впечатлениями от работы с современными школьниками… и их родителями.

Дать знания

– Екатерина Владимировна, расскажите, как возникла идея малого психологического университета?

– В этом году мы собираем курс в десятый раз. Сама идея пришла очень давно, когда мы с коллегами, молодыми специалистами, были полны энтузиазма увлечь психологией всех. Мы хотели, чтобы психология выходила в широкие массы, чтобы люди понимали, насколько она эффективна, чтобы разбирались в психологических закономерностях. И, кроме того, мы видели потребность в этом – тогда в ЧелГУ работала «Малая академия», куда приходили школьники, которые интересовались возможностью организации занятий по психологии. Все это вылилось в такой проект.

– С тех пор поменялась ли концепция преподавания? Появилось ли что-то новое?

– Безусловно, за время работы мы меняли концепцию. Сначала у нас было «Сообщество молодых психологов», потом, в 2017 году, произошел ребрендинг – и сейчас это Малый психологический университет. Изначально лекции читали преподаватели, потом мы стали подключать студентов, чтобы они могли применять свои знания на практике. Сейчас у нас смесь студентов с преподавателями, мы активно помогаем друг другу в разработке и реализации задуманного.

Конечно же, из года в год меняется и смысловое наполнение. Был курс, во время которого мы очень широко освещали для школьников различные виды психологической помощи, рассказывали, какие направления есть - в общем, показали многое, что есть в современной психологии. В этом году мы решили больше времени уделить такому вопросу, как внутренняя работа над собой, понимание себя, потому что школьники в подростковом периоде имеют очень сильную потребность в самокопании, самопознании, и мы эту потребность удовлетворяем.

Поколение Z

– Отличаются ли школьники, которые были десять лет назад, и нынешнее поколение, в плане внутренних проблем?

– Ответить на этот вопрос я смогу только субъективно, учитывая, что за это время я тоже изменилась. Скажу так. В первые годы подростки, по моим внутренним ощущениям, были более доверчивыми и готовыми к общению между собой. А сейчас они более осторожные и недоверчивые. Это было очень заметно, когда я ходила по школам и рассказывала о нашем мероприятии. Но я надеюсь, что мы сможем привлечь учащихся к работе.

– С чем такое проявление недоверия и нежелание общаться может быть связано?

– Тут целый комплекс проблем. И, прежде всего, нужно сказать, что сейчас растет поколение Z, которое родилось с кнопкой в руке. Они полностью погружены в виртуальное общение и соцсети, им важно всегда быть на связи, онлайн, но она, эта связь, весьма специфическая, лишенная эмоций. Ведь, согласитесь, смайлики не могут передать весь спектр эмоций, поэтому подростки не распознают эмоции реального мира. Они не могут общаться воочию, познавать чувства и эмоции собеседника, определять их; они не понимают, почему человек испытывает то или иное чувство. Отчасти в этом я вижу проблему случаев насилия и травли, которые широко распространены сейчас – дети не понимают, что другому причиняют боль, не способны почувствовать, что происходит с другими и с самим собой.

– И тут возникает вопрос – смогут ли представители этого поколения стать психологами? Ведь психология предполагает эмпатию, сопереживание, способность понять, что человек чувствует.

– Действительно, психолог должен быть способен различать чувства. Но, я думаю, без хороших специалистов мы не останемся. Однако психология будет трансформироваться, возможно, возрастет потребность в личной поддержке, люди будут больше задумываться о том, как наша психика влияет на наше тело, заболевания, как мы ходом мысли влияем на свое здоровье.

«Лечить» детей и мам

– Продолжая разговор о поколении Z, вам, как специалисту, насколько сложнее помочь им?

– Тут нужна достаточно планомерная, выдержанная работа по восстановлению доверия. Важно создать для человека условия безопасности; чаще всего я стараюсь отражать то, что с ним происходит, говорю, что понимаю его чувства недоверия и опасности; понимаю, что ему тяжело начать говорить. Постепенно человек будет восстанавливать способность к взаимодействию, к доверию. Как практикующий специалист, я могу сказать, что если человек пришел за помощью, он по большей части уже преодолел страх, он мотивирован и готов получить поддержку. Да, у него могут быть внутренние сопротивления, и тут его важно поддержать.

– Сейчас нередко говорят о гиперопеке над детьми, когда мамам кажется, что с ребенком что-то не так, они ведут его к специалисту (психологу или психотерапевту), хотя потом выясняется, что у ребенка нет серьезных проблем. В каком случае обращаться к специалисту все-таки необходимо?

– Это непростой вопрос. Конечно, важно реагировать на возникшие перемены в ребенке, потому что есть вероятность, что он попал в сложную ситуацию. Возможно, у него сменился круг общения, он перестал выходить на контакт с родителями, его эмоциональное состояние изменилось, появилась нестабильность эмоций – это самые яркие критерии, и нужно на них обращать внимание. Конечно, может быть, все в порядке, но лучше подстраховаться, чем упустить этот момент, когда ребенок приобщится к деструктивной компании, вроде «Синего кита» или подвергнется иному виду зомбирования. Нужно уметь разговаривать с подростками, они нуждаются в этом, несмотря на внешнюю колючесть. Они нуждаются в разумном взрослом, который будет создавать безопасные условия, который способен выслушать и не критиковать.

– А сталкивались ли вы с тем, что проблема не в ребенке, а в маме?

– Это весьма распространенная ситуация. Конечно, однозначно нельзя сказать, что только мама в таких ситуациях – «причина зла». Но в любом случае взрослые задают ориентиры, создают условия, в которых вырастает ребенок. И во многом поведение ребенка – это влияние родителей. В российском менталитете – женщины сильные, властные, контролирующие, очень много на себе несут и часто становятся недоступными для своего подростка, появляется дистанция. Но если мама готова что-то менять в себе, это пойдет на пользу не только ей, но и ребенку. Иногда мы сталкиваемся с тем, что за помощью обращается и мама, и ребенок – в этом случае с каждым работает отдельный психолог, чтобы не было «треугольника интересов».

Пойми себя и будь счастливым

– Возвращаясь к Малому психологическому университету – какая из представленных в этом году тем кажется вам наиболее значимой и интересной?

– Это тема о чувствах и выражении чувств. Она очень важна в психологии в целом, в развитии личности и в современном обществе. У нас не принято спрашивать о чувствах, более того, в нашем обществе есть табуированные чувства – например, выражение злости и агрессии. Все это рождает определенные проблемы в дальнейшем. Так, мы не всегда понимаем, что с нами происходит. Основная категория запросов молодых людей – просьба помочь разобраться в себе, потому что они не чувствуют каких-то ориентиров. Они понимают, что хотят соответствовать социальным ожиданиям, а что конкретно хотят – не понимают. И на что опереться – не знают. А на самом деле опереться нужно на себя, но для этого нужно понимать свои чувства, свое эмоциональное состояние. Повторюсь, из-за того, что некоторые чувства в детском возрасте чаще всего блокируются – мы опираемся только на представления в обществе, логику, разум, идем от головы. Например, представление о том, что молодая девушка должна выйти замуж и родить ребенка. А она внутренне сама ребенок, сама еще нуждается в заботе и любви и выбирает себе партнера, как папа, в результате получаются вновь детско-родительские, а не партнерские отношения. И таких ситуаций – очень много. Но в наших силах это изменить.

Новое занятие в Малом психологическом университете ЧелГУ состоится 27 октября, в 15 часов, на факультете психологии и педагогики (ул. Бр. Кашириных, 129, аудитория 109). Лекция будет посвящена понятию «Чувства. Выражение чувств».

Подробности – на vk.com/clubpsy.