Тема строительства и ремонта дорог – одна из самых актуальных и ключевых не только для Южного Урала, но и для большинства регионов России. Глава Челябинской области Алексей Текслер признался, что среди обращений граждан, поступающих к нему по разным каналам, в том числе через интернет-приемную, дороги – в топе проблем. Жители со всей области жалуются на ужасное состояние дорожного покрытия, на «растаявший» по весне асфальт, на ямы и колдобины, явно не способствующие безопасности движения. Список проблемных улиц, путепроводов и транспортных линий, указанных в обращениях, – можно перечислять долго. В эту сферу вкладываются немалые деньги, между тем качество строительства и ремонта дорог в регионе вызывают законные претензии граждан, ситуацию необходимо менять, и для этого требуются жесткие и эффективные меры.

Один из дней прошедшей недели Алексей Текслер специально посвятил дорожной теме. Он побывал на трех важных объектах дорожного строительства: на участке автомобильной дороги Кулуево – Альмеева, на строящейся транспортной развязке на трассе Челябинск – Харлуши (граница Аргаяшского района) и на Троицком тракте.

Ключевые факторы дорожной реконструкции

Оценив увиденное, пообщавшись с рабочими, специалистами, простыми автомобилистами, глава региона принял ряд важных решений. Он поставил задачу – обеспечить независимый контроль за строительством и дальнейшей эксплуатацией новых автомобильных дорог.

– Сколько дорога простоит, как она будет функционировать, будет ли формироваться колея, насколько будет безопасным движение на этом участке – все это ключевые факторы. Очень важно обеспечить качество, поэтому я сегодня поручил помимо традиционного контроля внедрить независимый контроль качества дорог. Нужно привлечь общественность, журналистов, чтобы замеры проходили публично. В области большинство работ выполняет одна организация, и велик риск того, что могут не соблюдаться требования, тем более они постоянно повышаются. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» предписано использовать современные материалы, улучшать состояние дорог, поэтому контролю должно уделяться особое внимание, – подчеркнул Алексей Текслер.

Реконструкция автомобильной дороги Челябинск – Харлуши, которая, по сути, станет дублером трассы М-5, как раз ведется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За несколько лет дорожники должны провести масштабную реорганизацию этой значимой областной трассы, избавят ее от резких поворотов, укрепят обочины и русла водопропускных труб, также восстановят дорожные знаки и оборудуют металлическое барьерное ограждение. На эти цели в 2019 и 2020 годах будет направлено 270,5 млн рублей.

Работы на этом участке ведет компания «Южуралмост». Руководитель управления строительства этого предприятия Константин Снегирев уверяет, что благодаря новым технологиям дорожного покрытия, более устойчивого к образованию колеи, срок службы дороги увеличится в два раза – до восьми лет.

– Мы провели лабораторные испытания, взяли десять вырубок, все фрагменты прошли испытания. Сейчас пробы взяла лаборатория заказчика, ждем результатов.

Общаясь с рабочими-дорожниками, глава региона интересовался условиями труда, соблюдением сроков и технологий. Они согласились с тем, что открытый и независимый контроль позволит добиться того, чтобы потребители были уверены в качестве реконструируемых дорог.

Цифры и факты

К концу 2024 года доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, в Челябинской и Магнитогорской агломерациях должна составить 85 %. На реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году планируется направить 3,46 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 1,884 млрд рублей.

Учитывать интересы и автомобилистов, и жителей

Алексей Текслер посетил строительную площадку дорожной развязки улица Дарвина – Троицкий тракт, расположенную в Советском районе Челябинска. Строительство этой завязки вызвало нешуточный общественный резонанс, публичные слушания прошли в спорах и не привели к консенсусу. Жители опасаются, что планируемые развязки, которые пройдут в непосредственной близости от жилых домов, нарушат экологическое равновесие, ухудшат качество жизни людей. Глава региона отметил, что он согласен с опасениями людей и поставил задачу в первую очередь выполнить строительство нового путепровода, а только затем приступать к реконструкции улицы Дарвина. Также он поручил властям Челябинска разработать план мероприятий, чтобы обеспечить всю необходимую и безопасную инфраструктуру для людей после расширения проезжей части.

– Самое важное – это Троицкий мост. Это тот объект, который вызывает большое количество критики у людей, и уже очень давно. Сейчас здесь действительно страшно ехать – и сам мост в аварийном состоянии, и постоянные пробки создают напряженность. Безопасность людей – пешеходов, водителей, пассажиров – всегда стоит на первом месте, – подчеркнул Алексей Текслер.

Что касается дальнейшего строительства развязки на пересечении улицы Дарвина – Троицкий тракт, реконструкции самой улицы Дарвина и перекрестка с улицей Блюхера, то нужно понимать: необходимость реорганизации движения в этом районе действительно назрела, она вызвана тем, что на этом участке постоянно возникают заторы.

Строительство новой развязки, предусмотренной проектом, будет проходить в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в течение нескольких лет. При этом глава региона акцентировал внимание на необходимости взвешенного конструктивного подхода:

– Вопрос с улицей Дарвина стоит решать в следующем году. Необходимо посмотреть современные технологии, возможно, установить шумозащитные экраны и многократно компенсировать зеленые насаждения. Необходимо учитывать интересы как автомобилистов, так и жителей.

Нужны новые ответственные люди

Подводя итог своеобразной дорожной инспекции, Алексей Текслер раскритиковал работу по содержанию улично-дорожной сети в Челябинске. Кроме того, общаясь с жителями района и с журналистами, глава региона согласился с претензиями к состоянию тротуаров, которые в городе практически не чистятся:

– У нас по улицам ходить невозможно – пылища, никакой техники, работающей на тротуарах, нет. Посмотрите, как в других городах организовывают эту работу, – высказал неудовольствие руководитель области. – Поступает огромное количество обращений. Люди ни разу не видели, чтобы тротуары чистили, а в таком мегаполисе, – городе с большой экологической нагрузкой – это недопустимо.

В итоге Алексей Текслер принял кадровые решения. Глава региона предложил властям южноуральской столицы сменить руководителя управления дорожного хозяйства.

– Меня не устраивает, как сегодня организована работа в городе, – заявил Алексей Текслер. – Приведу пример: у нас сегодня отконтрактованы все объемы по «Безопасным и качественным дорогам», все, за исключением Челябинска. В городе идет пинг-понг с УФАС, при этом антимонопольная служба предлагает нормальные меры по улучшению качества используемых материалов, но муниципалитет почему-то решение откладывает. Это влияет на сроки работ. Работы начнутся в июне–июле, и это неприемлемо. Надо начинать в мае. Деньги были доведены своевременно. Конкурсные процедуры запустили в марте – тоже вовремя. Здесь действительно нужны новые люди, которые не будут бояться ответственности и смогут эту работу организовать по-новому. Потребность в этом, безусловно, существует. Я городу поручил осуществить смену руководителя, отвечающего за дорожное хозяйство.

Константин Бурков, фото предоставлено пресс-службой правительства Челябинской области