7 июля вот уже в шестой раз в Троицке прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Однако, думается, уже на следующий год в названии конференции придется слово «всероссийская» заменить на «международная». Масштабы форума явно перешагнули российские границы. Каждый год в нем принимают участие ученые и религиозные деятели из разных государств. В этом году были представлены Иордания, Ливан, Казахстан, международная Исламская организация по культуре и науке ИСЕСКО – аналог ЮНЕСКО для мусульманских стран.

«Расулия» возвращается в Троицк

Что же влечет достопочтенных богословов и авторитетных ученых-исламоведов в небольшой уральский город в центре Евразии? Троицк, вначале став форпостом Российской империи на беспокойных границах киргизо-кайсацкой степи, удивительным образом быстро сменил свое военное значение казачьей станицы на один из важнейших центров торговли России со Средней Азией. Вот уж действительно, если копья и стрелы разделяют народы, то торговля, ремесла сближают и открывают ворота крепостей.

Особое географическое положение, смешение наций и религий, европейского, православного мира и Востока, изначально укоренившиеся отношения добрососедства и мира создали удивительный город, подобного которому, на мой взгляд, нет нигде в России.

Здесь веками мирно соседствовали татары, русские, казахи, башкиры, а колокольный звон церкви никогда не заглушал крик муэдзина к молитве с минарета мечети.

Неслучайно именно в этот город привели жизненные дороги Зайнуллу Расулева, раскрывшегося здесь во всей полноте своей духовной силы. Благодаря ему Троицк уже к концу XIX века приобрел славу «уральской Мекки».

В основе формирования Троицка как духовного центра лежит создание и деятельность знаменитого медресе «Расулия», основанного Зайнуллой Расулевым. Ишан умер в феврале 1917 года в возрасте 83 лет и был упокоен на старинном мусульманском кладбище Троицка. Его могила является местом всеобщего поклонения мусульман Урала и Казахстана.

Идеолог современного российского ислама

Но чем больше проходит времени со дня смерти шейха Расулева, тем зримее просматривается масштабность его реформаторской и культурно-просветительской деятельности.

Зайнулла Расулев был одним из ведущих мусульманских учёных и просветителей своего времени. Он отличался широтой кругозора и обострённым пониманием необходимости перемен в мусульманской общине России и во всём исламском мире. По сути, можно сказать, что современный российский ислам во многом сложился именно под влиянием идей Зайнуллы Расулева.

Смерть человека прерывает лишь земное пребывание, а дела его остаются. Спустя сто лет со дня ухода Зайнуллы Расулева его идеи о месте ислама, о терпимости к носителям других взглядов и других религий, о нравственном совершенствовании, о необходимости не замыкаться и уходить в созерцание, а проявлять активную жизненную позицию, стали еще более актуальными, и их значение, как показывает проведение Расулевских чтений, только возрастает с каждым годом. Растет и интерес к его жизни и к его духовному наследию.

Это показала и нынешняя конференция. Приведу только один пример. На конференции я познакомился с башкирской писательницей Лирой Ахмат-Якшибаевой и получил в подарок ее новую книгу «Зайнулла-ишан. На пути к истине».

Борис Дубровский: «Расулевские чтения стали международной научно-практической площадкой для обсуждения актуальных вопросов современного ислама»

Участников конференции приветствовал губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Он говорил кратко, но емко и с большим уважением к мусульманам Южного Урала и гостям форума. Но больше его слов говорили дела областной власти.

При поддержке правительства Челябинской области возрождается медресе «Расулия», и уже в этом году оно примет своих первых учеников.

Любое полезное начинание южноуральцев-мусульман находит поддержку у региональной власти. Область абсолютна свободна от острых межэтнических и межконфессиональных противоречий, не говоря уже о конфликтах.

Область за последние два десятилетия во многом стала опытной площадкой, где абсолютно спокойно и каждодневно выстраивается теплый дом межконфессионального и межнационального согласия.

Как противостоять экстремизму?

Программа конференции была очень содержательна и интересна: одновременно работали пять секций, были очень глубокие доклады, выступления.

На круглом столе, посвященном обсуждению проблем, которые волнуют российских мусульман, очень многие высказывали тревогу в связи с планомерным воздействием экстремистских и радикальных элементов, поддерживаемых некоторыми западными странами, на умы мусульман и, прежде всего, на молодежь. Внедрение идей ваххабизма, отход от основ морали, наркомания, уход в мир виртуальности, и прямое провоцирование и зомбирование («группы смерти»), к сожалению, все это предостаточно представлено и в российском обществе.

Как этому противостоять? Имамы и православные священники, ученые, представители муниципалитетов сообща искали пути решения этих проблем. В обществе уже сложилось четкое понимание, что тот, кто в образе человека взрывает дома и убивает детей и женщин, не может даже близко быть поставлен со словом «ислам».

Вероучение ислама, как известно, убийство даже одного человека рассматривает как убийство всего человечества. Но вопрос ставится по-другому: отношение к человеку иной веры или просто к соседу не может быть неприязненным или же равнодушным. Доктор Саид Кямилев образно сказал: «Если ты считаешь, что ты лучше соседа, то ты не истинный мусульманин; если ты добился успеха, то ты должен помочь соседу».

Как всегда, образно и с глубокими мыслями выступал Верховный муфтий Талгат Татджуддин. Вот некоторые выдержки из его выступления: «Земной шар стал очень-очень круглым, маленьким мячиком, дай Бог его сохранить», «Все делается, чтобы нас изнутри взорвать», «Сейчас задача ваххабитов, чтобы хотя бы сторожем войти в мусульманские общины», «Мы дети разных матерей, но вера у нас одна», «Даже дымом нельзя беспокоить соседа».

Родники Зайнулы Расулева

До сих пор в памяти башкир Южного Урала живо предание, как Зайнулла Расулев, возвратившись после паломничества в Мекку, своим посохом пробивал место, и там начинали бить ключи в тех деревнях, где люди страдали от безводия.

И эти родники ишана животворны до сих пор, и народ помнит о них и бережно хранит их. Так и идеи Зайнуллы Расулева о мирном, объединяющем и возвышающем людей исламе утоляют духовную жажду и сегодня.

Рашид Хакимов, кандидат исторических наук, руководитель Аргаяшского районного отделения ЗВУ