30 лет – большая и красивая история

– Как создавался ваш замечательный коллектив, какими были его первые шаги?

– Более 30 лет назад объединились лучшие музыканты города, мои единомышленники с мечтой о создании творческого коллектива – мы собирались, беседовали, начинали репетировать. Основа оркестра – выпускники Челябинского института культуры. Кроме того, у нас играют музыканты из других вузов России. Конечно, 30 лет – это большая и красивая история! Ведь для искусства союз музыкантов длительностью даже десять лет – это уже большое достижение.

– В чем секрет столь длительных творческих отношений?

– Нас объединяет творчество: репетиции, концерты, поездки – мы друг друга понимаем, я люблю и уважаю своих музыкантов, все они талантливые и яркие личности! Я радуюсь и горжусь, когда вижу, как из студентов вырастают настоящие профессионалы. У нас есть программа «Оркестр и его солисты», в которой солируют наши лучшие балалаечники, домристы, баянисты, и только радуешься, что этот поток талантов не прекращается. Конечно, условия, в которых мы работаем, не всегда бывают комфортными, но мы не скулим, потому что занимаемся таким искусством, которое любимо нами и слушателями.

Музыка разных народов

– Как вы подбираете репертуар?

– В репертуаре оркестра – музыка самых разных стран и народов: греческая, испанская, итальянская, болгарская, в том числе музыка народов, населяющих Южный Урал: татарская, башкирская, еврейская, немецкая – потому что именно в народной музыке кладезь эмоций, широта и щедрость души. Свои программы предлагают солисты, с которыми мы выступаем, – посмотрите на наш «иконостас» (Виктор Григорьевич показывает на стену перед столом, с фотографий смотрят десятки звезд мировой величины – прим. ред.), вокалисты очень любят петь под русский народный оркестр. Играем мы и классику, начиная с Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, и современную музыку, джаз. Здесь главное – правильный баланс. Мы стараемся сыграть так, чтобы публика сказала: «Как здорово на домре звучит Вивальди, а на баяне – Пьяццолла».

– Когда я училась в музыкальной школе, мне всегда казалось, что «народники» – это какая-то особая группа людей, своеобразная музыкальная каста. Насколько  такое мнение оправдано?

– Действительно, почти во всех школах были оркестры русских народных инструментов. И их участники, как правило, по-настоящему увлекаются, проникаются этой музыкой, особенно если руководитель – фанат своего дела. «Народников» объединяет и совместное участие в различных мероприятиях, концертах. Например, в марте у нас будет фестиваль оркестров русских народных инструментов, которые приедут со всей области. Если сравнивать наших музыкантов с пианистами, то последние в этом плане не то, что обделены, но они все солисты–индивидуалы, а у нас больше коллективное творчество.

Приведу такой факт. В 2018 году отмечалось 130-летие со дня создания Василием Андреевым первого в истории России оркестра народных инструментов. Тогда он гремел по всему миру. И сейчас оркестры русских народных инструментов есть во многих странах, причем играют не только наши эмигранты, но и коренные жители.

– Отличается ли манера исполнения зарубежных музыкантов?

– Возможно, раньше отличалась. Сегодня наших музыкантов стали приглашать в другие страны: Китай, Германию, США, Корею, Испанию, Португалию, многие уехали в Европу, вырастили там настоящих исполнителей. Сейчас я думаю, что можно вести речь о повсеместно высоком исполнительском уровне.

Широта славянской души

– Как вы считаете, с чем связана такая всеобщая любовь к русской музыке?

– Сейчас я вспоминаю, что, когда у нас были концерты с Еленой Образцовой, она говорила, что хочет свозить нас в Японию, что там любят нашу русскую музыку и русскую песню. Наверное, все дело в широте души, в нашей русской стати, у русского народного оркестра есть свой неповторимый голос: его особая славянская кантиленность, распевность. Однажды мы играли в Лиссабоне. Первый концерт начали в 12 часов ночи, после фейерверка, и закончили в 2.30. Мы играли музыку разных народов, нас принимали с восторгом, а на следующий день приехало португальское телевидение и транслировало наш концерт на всю Европу.

– У вас достаточно активная творческая деятельность. Бывает ли такое, что уже нет сил?

– Наверно, сказать, что сил нет, нельзя – мы все-таки «закаленные». Если это любимое дело, то этих всех «побочных эффектов» – скучно, устал – нет.

– Есть музыканты, которые говорят, что все отдают зрителям. А есть те, кто забирают. Вы про себя как считаете?

– Даже не задумываюсь об этом. Мне кажется, музыкант должен выходить на сцену с мыслью о том, чтобы зритель после концерта ушел наполненным чувством радости жизни, чтобы хотелось еще прийти на наши концерты. Думаю, что мы вместе заряжаемся и отдаем любовь друг другу.

От Колонного зала до океанского берега

– Вы играли на многих концертных площадках. Есть ли выступления, которые особенно запомнились?

– Действительно, мы дали бесчисленное количество концертов. И можно много чего вспомнить. Сложно сказать, что из этого как-то особенно понравилось и запомнилось, потому что каждый концерт должен быть лучшим, как будто играешь в последний раз… Та же Португалия, Лиссабон – концерты, которые были на берегу океана. Или концерты в Италии. После концерта в Сан-Марино великий Тонино Гуэрра, сценарист и соавтор фильмов Федерико Феллини, сказал: «Ваш оркестр привез в Италию все то лучшее, что есть в целой России: силу, мощь, страсть, грусть, нежность!». Тогда, кроме русских песен, мы сыграли музыку из фильмов Феллини. Или, представьте, когда мы играли в Большом зале Московской консерватории с Еленой Образцовой. Презентация оркестра у нас была в Колонном зале Дома союзов, где с нами пел Леонид Сметанников. Мы выступали с исполнителями самого высокого уровня, среди которых Иосиф Кобзон, Ирина Архипова, Мария Биешу, Елена Образцова, Сергей Захаров, Анна Литвиненко, Галина Зайцева, Наталья Заварзина, Василий Пьянов, Сергей Зыков, Ольга Чиркова, Татьяна Петрова и многие другие.

Корреспондент «Радио России» Людмила Кириллова:

- Как же я люблю ваш оркестр! О-бо-жа-ю! Всем бы музыкантам целовала руки! Какой звук! Ласковый, словно обнимающий само сердце… Словно таинственное безветрие, замирание просыпающейся ранним утром природы – чье-то тихое solo. А потом, как мощный водопад, низвергающийся с вершины горы – тутти – будто безоглядная русская душа полетела-понеслась-помчалась! Что там русская птица-тройка! Дивное чудо русского несломленного духа, вот что такое русский оркестр, любимый до боли сердечной, до слез искреннего и ничем не сдерживаемого восторга. Спаси вас Бог, мои родные. Спасибо, дорогой Маэстро. Живите долго и счастливо. Как нам без вас? Никак. Так что живите и творите свое Чудо на радость всем живущим!