В современной России ведётся большая работа по формированию гражданского общества, предпринимаются шаги по привлечению населения к участию в местном самоуправлении, цель которых – приблизить власть к народу. Для этого необходимо наладить постоянно действующий диалог между обществом и органами местного самоуправления, для которого нужны постоянно действующие площадки. Итогом реформы местного самоуправления в Челябинской области должно стать выстраивание современных каналов коммуникаций между субъектами системы местного самоуправления, с широким участием населения в решении вопросов местного значения. Жители Челябинской области должны иметь возможность участвовать в принятии решений в сфере развития территорий их проживания, уметь решать вопросы в сфере ЖКХ.

К сожалению, многие южноуральцы незнакомы ни с действующими формами участия населения в местном самоуправлении, ни с собственными правами.

В уставах муниципальных образований Челябинской области к формам непосредственного участия населения в местном самоуправлении относятся местный референдум, муниципальные выборы и территориальное общественное самоуправление (ТОС). Взаимодействие ТОС с органами местного самоуправления (МСУ) закреплено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ.

С уверенностью можно сказать, что ТОС является постоянной и самой распространённой формой взаимодействия общества с органами местной и государственной власти. На территории Челябинской области зарегистрировано 366 территориальных общественных самоуправлений, органы ТОС действуют на территории 16 муниципальных образований, где проживает более двух миллионов человек. По сути, это самый крупный институт гражданского общества в Челябинской области.

Основные проблемы в местах компактного проживания людей сосредоточены в сферах ЖКХ и благоустройства. Граждане обращаются в органы ТОС с просьбами о помощи в отстаивании их интересов как собственников в отношениях с управляющей компанией (УК). Надо отметить, что низовым звеном системы ТОС, а значит, и системы местного самоуправления в целом, должны стать советы многоквартирных домов (МКД) и старшие улиц частного сектора. С 2011 года законодатель обязывает собственников МКД создать совет дома и с помощью этого органа вести диалог со своей управляющей компанией. Как показывает практика, это дееспособный институт, который помогает снимать конфликты и решать многие проблемы в сфере ЖКХ. Органы ТОС должны способствовать созданию советов МКД на своей территории. Члены советов МКД должны стать активными участниками территориального общественного самоуправления, именно рамках ТОС возможно и необходимо выстраивать взаимодействие советов МКД. Органам ТОС необходимо аккумулировать положительный опыт в решении вопросов в сфере ЖКХ и распространять его среди жителей своей территории. В современных условиях органы ТОС должны осуществлять просветительскую деятельность и обеспечивать методическое сопровождение деятельности советов МКД, тем самым помогая органам МСУ осуществлять свои как полномочия, так и обязанности в сфере ЖКХ.

Надо отметить, что высшим органом управления ТОС является общее собрание жителей, достигших 16-летнего возраста либо их конференция. В уставах ТОС прописана представительская норма о выборе делегатов на конференцию от каждой улицы частного сектора и каждого МКД. В среднем на территории ТОС находится 50-60 МКД. Для того чтобы гражданам не проводить повторные собрания в каждом доме для определения делегатов на конференции, нами разработан Устав многоквартирного дома, в котором, в частности, предложено представлять членам совета МКД интересы собственников на конференциях территориального общественного самоуправления и в других общественных организациях в качестве делегатов. При этом решение о персональном составе делегатов принимает совет дома. Таким образом, советы МКД превращаются в полноценное низовое звено системы ТОС.

Проект «Управляй своим домом вместе с ЗВУ» является просветительским в сфере ЖКХ, он направлен на выстраивание коммуникаций среди жителей Челябинской области и дальнейший обмен успешными практиками взаимодействия с УК и управления общедомовой собственностью в МКД. Оказание помощи жителям Челябинской области по созданию советов МКД направлено на формирование низового звена системы ТОС, а значит, укрепление и развитие системы местного самоуправления в Челябинской области.

Кроме того, наш проект способствует реализации Указа Президента РФ № 600 от 7 мая 2012 года, в котором говорится о том, что необходимо обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

Мы призываем жителей Челябинской области активно принимать участие в реализации данного проекта. Это позволит выстроить коммуникации между советами МКД, познакомиться с лучшим опытом решения вопросов в сфере ЖКХ, усилить работу органов ТОС, наконец, в перспективе – достичь заявленной цели реформы местного самоуправления в Челябинской области.

Алексей Горячев, заместитель исполнительного директора совета муниципальных образований Челябинской области, председателю КТОС № 11 Курчатовского района города Челябинска, эксперт проекта «Формирование советов многоквартирных домов как инструмент защиты прав граждан в сфере ЖКХ»