27 декабря 2016 года пленум Верховного суда России принял постановление о приказном порядке взыскания долгов за жильё. Теперь с зарплатных карточек российских граждан будут списывать долги за жилищно-коммунальные услуги. Ранее (летом 2016 года) был принят закон, разрешающий взыскивать в приказном порядке коммунальные платежи, а также долги за телефонную связь.

Что такое судебный приказ?

Судебный приказ выносится по заявленным требованиям мировым судьёй в течение пяти дней (арбитражным судом в течение десяти дней) без судебного разбирательства и без вызова сторон (ст. 126 ГПК РФ, часть 2 ст. 2295 АПК РФ). В приказном производстве не нужно истребовать дополнительные документы, привлекать к участию в деле третьих лиц, вызывать свидетелей, экспертов, специалистов и т. д.

«С заявлением о вынесении (о выдаче) судебного приказа вправе обратиться физические лица, организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации. Требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтверждённые письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений», – сказано в постановлении Верховного суда.

Новый порядок взыскания коммунальных долгов выглядит следующим образом. Управляющие компании или ресурсоснабжающие организации готовят документы, подтверждающие задолженность конкретных лиц по оплате за ЖКХ-услуги. Затем с исковыми требованиями об истребовании платежей они обращаются в мировой суд. Суд в короткие сроки (до пяти дней) принимает решение о взыскании долгов.

Без вызова сторон

Есть понятие «исковое судопроизводство», а есть «приказное судопроизводство». Судебные приказы, как правило, относятся к тем сторонам жизни, которые оспорить нельзя: алименты, оплата ЖКХ. Приказное судопроизводство не предполагает уведомления ответчика о судебном процессе. То есть решение принимается без вызова сторон. Должник узнаёт о том, что с него будут в принудительном порядке взысканы долги уже после того, как суд примет решение. Именно поэтому для некоторых граждан оказывается неожиданностью, когда приставы списывают с их карт деньги за неоплаченные штрафы ГИБДД или коммунальные услуги.

Затем процедура взыскания переходит к судебным приставам. Согласно закону «Об исполнительном производстве» судебный пристав может принять решение об удержании из зарплаты не более 50 % от дохода. Обычно речь идёт о списании 25-35 % с ежемесячного дохода. Если же это иной счёт, то сумма может быть списана полностью. Кстати, в интернете и социальных сетях многие пишут о том, что приставы списали в счёт долга всю зарплату или пенсию. Все вопросы по списанию долгов эффективнее решать непосредственно со своим приставом-исполнителем.

Как говорят юристы, сама процедура взыскания будет выглядеть следующим образом. Например, мировой судья выносит постановление – судебный приказ – о взыскании долга. У должника есть право обжаловать этот приказ. Но на практике возможно, что должник не будет знать об этом решении, так как приказное судопроизводство осуществляется без вызова сторон. Затем судебный приказ направляется по месту исполнения к судебным приставам либо на предприятие – место работы должника. Там в подразделении, которое занимается начислениями, также будут обязаны выполнить судебное решение.

По мнению экспертов, практика списания долгов с карточек, основанная на приказном судопроизводстве, вскоре будет широко распространена, потому что списание с карточки – это наиболее удобный и доступный способ взыскания долгов с граждан.

Услуги ЖКХ: за что мы платим?

Платежи граждан и обязанности управляющих компаний

Очень часто приходится слышать от жильцов многоквартирных домов, что они не знают, куда идут деньги, которые они, граждане, платят за коммунальные услуги. «В подъезде нет ремонта, уборку делают раз в полгода, лампочки не горят, окна разбиты и т. д.», – вот типичные жалобы граждан. Рассказываем, какие услуги управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций оплачивают граждане и как контролировать качество ЖКХ-услуг.

Каким должен быть ваш подъезд?

В ежемесячный платеж включены расходы на содержание подъезда жилого дома, в котором:

– входные двери, домофон, почтовые ящики, окна, лифты, мусоропровод, электрооборудование, система отопления должны находиться в исправном состоянии;

– стены, пол, окна, лифты и мусоропровод должны содержаться в чистоте;

– температура воздуха в подъезде должна быть не менее +16С, разбитые стекла в дверях и окнах должны незамедлительно меняться.

Управляющая организация обязана:

– следить за исправностью конструктивных элементов подъезда и своевременно их ремонтировать;

– ежедневно проводить влажное подметание лестничных клеток первых двух этажей; площадок перед мусоропроводами, вывозить отходы из мусороприёмной камеры и проводить её уборку;

– регулярно мыть пол лифта;

– два раза в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролётов в домах без лифта;

– один раз в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролётов в домах, оборудованных лифтом;

– один раз в месяц мыть, чистить и дезинфицировать все элементы мусоропровода.

Ваша квартира и ответственность УК

В ежемесячную плату не включены расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования, которое принадлежит собственнику жилья. Тем не менее управляющая организация должна содержать в порядке и при необходимости ремонтировать общедомовое имущество, находящееся в квартире.

Управляющая организация обязана:

– содержать и ремонтировать стояки холодного и горячего водоснабжения и канализации;

– следить за работоспособностью систем вентиляции;

– регулярно проверять безопасность работы газового оборудования, установленного в квартире;

– обеспечивать бесперебойную работу системы отопления, ремонтировать оборудование при необходимости;

– следить за состоянием стен дома, проводить ремонт, включая капитальный, если повреждения произошли по вине управляющей организации.

Если в квартире случилась авария

√ Позвоните в вашу объединённую диспетчерскую службу (ОДС), сообщите адрес и опишите проблему.

√ Если вы не знаете телефон вашей ОДС, но ваш дом оборудован лифтом, связаться с диспетчерской можно с помощью кнопки аварийного вызова в лифте.

√ По вашей заявке представитель управляющей организации организует комиссионное обследование в вашем присутствии и составит акт, в котором будет указаны причины повреждения, его виновник и объём ущерба.

Вода, тепло, свет

Содержание и ремонт жилых помещений предусматривает оплату услуг по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация за счёт средств текущего ремонта проводит замену и восстановление общедомового инженерного оборудования (не более 15 %).

Управляющая организация обязана:

– содержать и ремонтировать системы водоснабжения и канализации;

– следить за работоспособностью систем противопожарной автоматики и дымоудаления, вентиляции;

– регулярно проверять безопасность системы газоснабжения;

– обеспечивать бесперебойную работу системы отопления.

Если протекает кровля

Работы по прекращению протечек от неисправности кровли выполняются управляющей организацией в течение смены; мелкий ремонт кровли выполняется при благоприятных погодных условиях в течение суток, смена кровельного покрытия до 50 % производится за счёт средств текущего ремонта.

Если вашу квартиру заливает из-за неисправности кровли:

– позвоните по телефону объединённой диспетчерской службы (ОДС), сообщите номер дома, квартиры и где происходит протечка;

– вызовите специалиста управляющей организации, который в вашем присутствии составит акт, в котором указывается причина повреждения, описывается объём причинённого ущерба.

Если квартира и ваше имущество были повреждены из-за неисправной кровли, управляющая организация обязана провести ремонт и компенсировать ущерб. Однако следует быть готовым к тому, что устанавливать виновника протечки и уточнять объём ущерба, возможно, придётся в судебном порядке.

За что платит собственник?

Наниматель платит:

– за пользование жилым помещением (плата за наём);

– за содержание и ремонт жилого помещения – услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– за коммунальные услуги – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Размер платы зависит от объёма потребляемых услуг, определяемых по приборам учеёа, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления.

Собственник платит:

– за содержание и ремонт жилого помещения – услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; ставка определяется на общем собрании собственников, а если решение не принято, то применяются ставки, установленные администрацией органа местного самоуправления;

– за коммунальные услуги – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Размер платы зависит от объёма потребляемых услуг, определяемых по приборам учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления.

Инна Панкова, фото из открытых источников