Местом встречи журналистов и издателей Южного Урала, а также гостей из нескольких регионов страны стал эко-парк «Зюраткуль», расположенный в живописном уголке Саткинского района, на территории одного из самых молодых национальных парков России. Несмотря на неустойчивую погоду большинство мероприятий фестиваля прошли на открытом воздухе, на солнечной поляне «Елань сенокосная», в беседках и шатрах. За три фестивальных дня представители ведущих СМИ Южного Урала не только приняли участие в традиционных семинарах, круглых столах, мастер-классах, но и учились приготовлению различных эко-блюд, соревновались в экологической эстафете, побывали на экскурсиях по окрестностям, высаживали елочки, выступали в творческих конкурсах…

Главные задачи СМИ: продукт и упаковка

Открыл фестиваль заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Он отметил высокий уровень и достойную роль медиа-сообщества Челябинской области в общероссийском информационном пространстве и объявил о принятом решении провести 5-й всероссийский фестиваль СМИ в 2018 году в Челябинске, «потому что Южному Уралу есть, что показать и чем поделиться со своими коллегами».

Выступая затем на пленарном заседании форума, замминистра обозначил две главные задачи, которые, на его взгляд, стоят сегодня перед представителями средств массовой информации:

– Первое – это создание информационного продукта, который был бы востребован потребителем: читателями, слушателями, зрителями. При этом важны умение находить темы, интересные людям, и творческая, журналистская смелость. Если постоянно думать о том, как бы кого не обидеть, то надо уходить из профессии. Плюс к этому сегодня на первый план выходит умение «упаковать» свой информационный продукт, правильно подать его, расположить, рассказать понятным языком.

И вторая задача – донести до читателей информацию удобными для него способами. Мы вступаем в век так называемой конвергентной журналистики, когда вопрос донесения информации особенно важен, в связи с тем, что потребитель стал очень избалован, у него масса каналов коммуникаций: и газета, и ТВ, и интернет, и мобильный телефон со множеством мессенджеров. И это все необходимо учитывать.

Алексей Волин рассказал, что накануне специально посетил в Челябинске один из IT-центров, где местные ребята-программисты разработали сервис, который позволяет упаковывать интернет-контент под любые устройства, которые есть у пользователя: айфон, андроид, планшет, ноутбук и т.д. «Им уже пользуются более 100 федеральных СМИ, – отметил замминистра, – он снимает с редакций головную боль о том, как доносить информацию».

Экологический туман

Одним из интереснейших мероприятий фестиваля стал круглый стол – дискуссия на тему освещения в СМИ проблем экологии.

Его открыла доктор культурологии, профессор ЧГИК Людмила Зубанова, которая руководит исследовательской группой, занимающейся различными аспектами экологической культуры населения Челябинской области.

– Мы живем в одном регионе, дышим одним воздухом: и те, кто пишет на темы экологии, и те, кто читает о ней, и те, кто занимается управлением процессами в сфере защиты окружающей среды. Мы все равно заинтересованы в экологическом благополучии нашей области. Цели и задачи у всех созидательные, другое дело, как их удается реализовать.

Мы попытались понять совокупную информационную картину состояния экологии в нашем регионе. И, к сожалению, пришли к выводу о том, что наших граждан отличает низкая информационная просвещенность в сфере экологии. Мы опрашивали людей и выяснили, что с темой экологии они связываю только плохие метеоусловия, выбросы и Томинский ГОК. Дальше этого информированность не шла. И здесь задача СМИ очень важна. Природа, как самостоятельная ценность, увы, не входит в состав приоритетов населения. Готовность участвовать в экологических акциях и проектах тоже находится на достаточно низком уровне. Как писал Лев Толстой в романе Анна Каренина, «он любил свою газету, как сигару после обеда, за легкий туман, который она производила в его голове». По всей видимости, такой легкий туман остается у людей от прочтения информационным материалов на темы экологии. При этом населения считает, что традиционные СМИ – не объективны в этом вопросе, а доверяет больше неформальным каналам коммуникации, например, соцсетям.

Людмила Зубанова: «В 2007 году была принята «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» и там на странице 56 в качестве того ориентира, которому надо стремится, было написано: «К 2020 году будет преодолен негативный экологический имидж Челябинской области». До 2020 года время, конечно, еще есть, но те тенденции, что мы видим сейчас, на мой взгляд, не подталкивают нас к готовности прийти к этому результату».

Начальник управления программ и проектов в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области Надежда Обжорина, комментируя выступление ученого, подчеркнула:

– Сегодня к властям на самом высоком уровне пришло понимание того, что нужно менять отношение к окружающему пространству, задумываться о том, как не принести ущерба, не оставить негативного следа, о том, какая экология, природа, воздух достанутся следующим поколениям.

Почему происходит так, что Челябинская область держится на 85 месте в общественном рейтинге «Зеленого патруля»? Стали разбираться по этому поводу, и оказалось, что этот рейтинг как раз строится на той информации, которая публикуется в газетах, на интернет-сайтах, в других открытых источниках. Получается, что этот рейтинг строится именно через отражение в СМИ. И на мой взгляд, он серьезно перекошен и не отражает реальной экологической ситуации в Челябинской области. Никто не говорит, что проблем нет и мы благодарны журналистам, которые узнают, сообщают о тревожных явлениях, обращаются к нам с проблемными вопросами, требующими решения. Мы, кстати, стараемся сразу реагировать, и это позволяет не допустить серьезных последствий. Но нужна и плановая совместная работа СМИ и министерства, чтобы информация выходила более объективная, достоверная, взвешенная, проанализированная. Мы всегда открыты для сотрудничества, для взаимопонимания, чтобы вместе изменить эту ситуацию.

Константин Бурков, фото Натальи Вольвач