100 лет – не предел

Выставка раритетной техники, представленной в конкурсе автореставраторов, прошла в центре Челябинске во второй раз и вновь собрала огромное количество посетителей, которых не отпугнул ни дождь, ни ветер. Парад старинных автомобилей не только доставляет эстетическое удовольствие, но и по сути является живой энциклопедией автомобилестроения как для неискушенного зрителя, так и для истинных любителей авто и мотоциклов.

Лично меня сразу заинтересовал удивительный экспонат – автоколяска 1901 года, который привез для челябинцев Анатолий Скоробогатых, председатель клуба «Авторетро» из Екатеринбурга - человек, считающийся одним из патриархов автореставрирования в России.

– Я всегда с удовольствием приезжаю на подобные мероприятия, – отметил мастер. – И хочу сказать, что конкурс «АвтоИстории–2017» отлично организован. Челябинцам удалось устроить настоящий праздник мастеров, ставший заметным, ярким событием в истории уральского ретро-автомобильного движения. Прекрасно, что здесь мои коллеги-авторестовраторы могут встретиться, пообщаться, поделиться опытом, похвастаться новыми «старыми» моделями, получить заслуженные награды, признание жюри и публики.

Разоблачение Форда

От Анатолия Скоробогатых я узнал удивительный факт: оказывается, конвейер изобрёл не Генри Форд, как гласит известный миф. За 11 лет до Форда автомобильный конвейер был изобретен Рэнсомом Олдсом в штате Мичиган (США) в 1887 году на заводе «Olds Motor Works». И благодаря екатеринбургскому мастеру челябинцы смогли увидеть вживую первого «ребенка» первого конвейера в мире: авто 1901 года под названием «Олдсмобил» – в период с 1901 по 1904 год эта модель «Gurved Dach» стала первым массово производимым автомобилем, собранным на автоматизированной сборочной линии. Причем Рэнсон Олдс подсмотрел конвейер на скотобойне своего отца-фермера, где один рабочий отрезал только головы, другой – рога, третий – только копыта… И вот в 2017 году при большом скоплении народа миф о Форде и его конвейере был развенчан. Ради этого одного стоит организовывать такие выставки.

Кроме того, свердловская делегация привезла на выставку еще один редкий экспонат – немецкий мотоцикл времен Второй мировой войны в хорошем состоянии. Правда, надо отметить, что модели наших соседей изначально были заявлены вне конкурса.

Машины и их истории

Каждый владелец конкурсных моделей готов был в этот день рассказать о своем детище захватывающую историю и показать каждую деталь двигателя своего авто или мотоцикла. И желающих полюбоваться всеми этими диковинами с девяти утра и до окончания работы выставки хватало. Заезжие байкеры из Японии удивлялись военной технике автоклуба «Мотор-Классик», возглавляемого Всеволодом Смирновым: «полуторки», «виллисы», мотоциклы, бронетранспортеры и отечественные фронтовые «газики-джипы».

На эту выставку впервые не пришел талантливый автореставратор Георгий Петров: он скончался за неделю до конкурса в возрасте 82 лет. Но его восстановленная «полуторка» «Фронтовая подруга» все же приняла участие в выставке и удивила всех. В 1984 году Петров спас этот фронтовой «ГАЗ-АА» и своими руками восстановил полностью. И даже много лет на парадах сидел за рулем, пока позволяло здоровье. Это был самый старый грузовой автомобиль на выставке – 1932 года выпуска.

А рядом стоял победитель конкурса «АвтоИстория–2017» в номинации «Грузовой автомобиль»: «ГАЗ-АА(ММ)». Такая же «полуторка», но с более мощным двигателем – 1938 года выпуска. «Полуторку» собрал Владимир Малёв, который нашел только остов легендарного фронтовика на колесах. И восстановил! По болтику и гаечке. Всё родное – довоенное…

Праздничный автопарад

И таких историй я мог бы рассказать обо всех 52 экспонатах уникальной выставки авто в стиле ретро… В конкурсе приняли участие автореставраторы из Челябинска, Магнитогорска, Еманжелинска, Озерска, Чебаркуля. Автобус из Аши («ЛиАЗ-677» 1980 года выпуска), который первым был заявлен на участие в «АвтоИстории–2017», к сожалению, из-за погоды и дальности расстояния на парад не прибыл и участвовал заочно.

Инициатор конкурса ретроавтомобилей, бизнесмен и коллекционер Владимир Спиридонов прибыл на выставку в составе праздничной колонны, которую возглавили четыре старинных автомобиля из его музейной коллекции. Эта колонна, стартовав от ДК железнодорожников, под восторженные приветствия прохожих объехала в День города четыре района Челябинска и припарковалась на Театральной площади. Среди жемчужин автопарада – «понтиак» 1926 года выпуска. У этого автомобиля колеса не стальные, а деревянные. Также в колонне можно было увидеть раритетные «рено» и «додж».

Дважды «Любимец публики»

Фаворитом народного голосования в номинации «Любимец публики» второй год подряд стал Владимир Семченко: большинство посетителей опять отдали предпочтение его двухместному четырехколесному автомобилю-мотоколяске «СМЗ С3А», известной в народе как «моргуновка», – на таком ездила известная троица (Трус, Балбес, Бывалый) в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Приз зрительских симпатий в этом году был весомым – четырехместная надувная туристическая лодка от магазина для рыболовов, охотников и туристов «Активный отдых».

Расписаться на суперавтомобиле

Посетители выставки оценили необычную акцию, устроенную фирмой «Бовид», – всем желающим предоставили возможность поздравить Челябинск с днем рождения прямо на капоте суперсовременного «Ягуара». Каждому для автографа выдавался специальный фломастер, который легко стирается и не портит покраску авто. Мне, в порядке исключения, разрешили написать на лобовом стекле. И я поздравил свой город стихами Олжаса Сулейменова:

«Мой город во вселенной знаменит

Тем, что его ничем не заменить!».

Движение «За возрождение Урала» благодарит надежных партнеров и спонсоров конкурса «АвтоИстория–2017»: Михаила Видгофа (генеральный директор ООО «Бовид»), Владимира Спиридонова (владелец бизнес-дома «Спиридонов»), Андрея Шевалдина (начальник хозцентра филиала «РЖД»), Александра Давыдова (генеральный директор ООО «Ново-Интэк»), магазин для рыболовов, охотников и туристов «Активный отдых» (Челябинск, ул. Труда, 164).

Победители конкурса «АвтоИстория–2017»

Номинация «Вестник другой эпохи» (автомобили до 1956 года выпуска)

I место – Заболотских Михаил Александрович («бьюик» 1932 г.);

II место – Пирогов Андрей Александрович («шевроле-пикап» 1928 г.);

III место – Тягунов Станислав Викторович, Лукин Олег Николаевич («ГАЗ-67Б» 1950 г.).

Номинация «Вестник другой эпохи» (мотоциклы до 1956 года выпуска)

I место – Седельников Владимир Игоревич (Миасс) (Л-300 «Красный Октябрь» 1939 г.);

II место – Ялинский Павел Евгеньевич (Магнитогорск) («ИЖ-49» 1956 г.);

III место – Жирнов Андрей Леонидович (Снежинск) («вандерер-98» 1938 г.).

Номинация «Эпоха модерна» (автомобили до 1975 года выпуска)

I место – Былкин Андрей Владиславович («мерседес-бенц-250SL» 1967 г.);

II место – Ялинский Павел Евгеньевич, Магнитогорск («ЗАЗ-965» 1966 г.);

III место – Кучин Вадим Константинович («ГАЗ-21УС» 1965  г.).

Номинация «Эпоха модерна» (мотоциклы до 1975 года выпуска)

I место – Кучин Вадим Константинович («JAWA-250» 1970 г.).

Номинация «Эпоха комфорта» (автомобили до 1990 года выпуска)

I место – Тягунов Станислав Викторович, Лукин Олег Николаевич («ЛуАЗ-967 ТПК» 1988 г.);

II место – Развезев Роман Владимирович («ВАЗ-2103» 1974 г.);

III место – Веселов Александр Германович («мерседес-бенц-230» 1970 г.).

Номинация «Автомобили-труженики» (грузовики, автобусы, военная техника)

I место – Малёв Владимир Андреевич («ГАЗ-АА(ММ)» 1938 г.); I

I место – Тягунов Станислав Викторович, Лукин Олег Николаевич («БТР-40» 1949 г.);

III место – Тягунов Станислав Викторович, Лукин Олег Николаевич, ЧОО ВИК «Дивизион» («УралЗиС-5» 1950 г.).

Номинация «За лучший сохраненный мотоцикл до 1956 года выпуска»

I место – Павлов Артем Александрович  («Москва М1А» 1950 г.);

II место – Жирнов Андрей Леонидович (Снежинск) («DKW RT-125» 1941 г.).

Номинация «За лучший сохраненный мотоцикл до 1975 года выпуска»

I место – Развезев Роман Владимирович («Паннония T5» 1964 г.);

II место – Жирнов Андрей Леонидович (Тула-200М 1963 г.);

III место – Жирнов Андрей Леонидович («JAWA-250» 1961 г.).

Председатель жюри конкурса – Александр Рулевский, заведующий кафедры «Автомобили и автомобильный сервис» ЮУрГУ, кандидат технических наук.

Павел Большаков, фото Алексея Гольянова