Каким должен быть учебник?

Говоря об учебных изданиях для детей младшего школьного возраста, специалисты подчеркнули, что качеству таких учебников необходимо уделять повышенное внимание в связи с возрастными особенностями функции зрительных органов детей, необходимостью адаптации нервной системы школьников к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения. Поэтому основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата и переплета. Также предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению учебников, для того, чтобы они соответствовали функциональным возможностям организма учащихся, не приводили к чрезмерной зрительной нагрузке в процессе чтения и предупреждали развитие зрительного и общего утомления.

Установлено, что при оформлении букварей и прописей не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов, а также применение курсивного начертания. Количество переносов на странице не должно превышать четырех.

А расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм (п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.4, абз. 3 п. 3.2.1.6 СанПиН 2.4.7.1166-02, «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования»).

Между тем, отмечают в ведомстве, появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, а книги тяжелеют. В то же время вес издания для школьников определен, и не должен быть более:

300 г для первых - четвертых классов;

400 г для пятых-шестых классов;

500 г для седьмых - девятых классов;

600 г для десятых-одиннадцатых классов (п. 3.1.3 СанПиН 2.4.7.1166-02, «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования»).

При этом вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

для учащихся первых-вторых классов – 1,5 кг;

для третьих-четвертых классов – 2 кг;

пятых-шестых классов – 2,5 кг;

седьмых-восьмых классов – 3,5 кг;

девятых - одиннадцатых классов – 4,0 кг (п. 10.32 СанПиН 2.4.2.2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»).

Строгие требования к портфелям

К выбору ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям, нужно также подходить внимательно. Это важно для формирования и сохранения фигуры и правильной осанки тела ребенка.

Размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы, регламентированы техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».  К примеру, маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 0,7 кг и для обучающихся средних и старших классов – не более 1 кг.

Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. При этом установлены следующие требования к размерам изделий для учащихся начальных классов (допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм):

длина (высота) – 300 - 360 мм;

высота передней стенки – 220 - 260 мм;

ширина – 60 - 100 мм;

длина плечевого ремня – не менее 600 - 700 мм;

ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 - 450 мм) – не менее 35 - 40 мм (таблица 2 приложения № 14 к техническому регламенту ТС 007/2011).

Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки (п. 7 ст. 6. технического регламента ТС 007/2011, абз. 9 приложения 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10).

Специалисты ведомства также рассказали о способах проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям. Так, в качестве ориентировочного теста используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение при этом составляет 1:10. Соответствующая информация размещена на сайте Роспотребнадзора.

О чем будут писать школьники?

Названы тематические направления для итогового сочинения на 2017/2018 учебный год. В число открытых направлений тем итогового сочинения на новый учебный год вошли:

- «Верность и измена»;

- «Равнодушие и отзывчивость»;

- «Цели и средства»;

- «Смелость и трусость»;

- «Человек и общество».

Об этом сообщается на сайте Министерства образования и науки России. Напомним, что итоговое сочинение (изложение) проводится ежегодно в декабре в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники по образовательным программам среднего общего образования.

Сочинение является условием допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА). При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет»; в том случае если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать в дополнительные сроки в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) (п. 9-9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования).

Добавим, что открытые направления тем итогового сочинения ежегодно формируются Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, созданном при Министерстве образования и науки РФ, и размещаются на сайтах министерства и Рособрнадзора. При этом Рособрнадзор в соответствии с открытыми тематическими направлениями разрабатывает закрытый перечень тем сочинений учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Каждый комплект включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Материалы ЕГЭ в открытом доступе

Открытый банк ЕГЭ пополнился новыми заданиями. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) обновил банк ЕГЭ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege), разместив в нем более двух тысяч заданий по 14 предметам с краткими и развернутыми ответами, которые использовались в контрольных измерительных материалах (КИМ) 2017 года. Об этом сообщается на сайте Рособрнадзора.

Отмечается, что задания открытого банка могут быть использованы как в рамках школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к сдаче ЕГЭ. Открытая публикация материалов единого государственного экзамена также призвана защитить школьников от мошенничества в социальных сетях и на сайтах, когда под видом контрольных измерительных материалов предлагаются экзаменационные задания прошлых лет и задания из открытого банка данных.

Добавим, что поиск заданий по тематической принадлежности и просмотр заданий, содержащихся в банке, доступен для всех пользователей. На сайте ФИПИ размещен также информационный ресурс для помощи в подготовке к ОГЭ – открытый банк заданий ОГЭ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).

Министерство образования напоминает, что открытый банк заданий ЕГЭ был создан в 2013 году для того, чтобы предоставить выпускникам возможность потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на государственном экзамене, составить представление об уровне их сложности. На сегодняшний день он содержит более 40 тысяч актуальных заданий.

Ранее ФИПИ опубликовал на своем сайте проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ в следующем году.

Инна Панкова, фото из открытых источников