Органы территориального общественного самоуправления (ТОС) создавались как независимая общественная организация, их функция – представлять коллективные интересы жителей того района, в котором ТОС существует. Их сфера деятельности, как правило, концентрируется вокруг темы ЖКХ и городского (или сельского) благоустройства.

Что говорится в законе?

Деятельность территориального общественного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 27 №131-Ф3: «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Из текста закона следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении. Комитет территориального общественного самоуправления (КТОС) выступает в качестве руководящего и координирующего органа объединения граждан по территориальному признаку.

В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируются уполномоченными органами муниципального самоуправления.

Сами решают, сами делают

ТОСы могут возникать как «снизу», так и «сверху». Предполагается, что ТОСы образуются там, где люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или своей деревни. Такое также бывает, если какой-то территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера.

В этих случаях ТОСы создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы местного самоуправления их зарегистрировать (как и положено по закону) и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно.

Труд членов ТОСа на благо местного сообщества преимущественно волонтерский, свои мероприятия они организуют и проводят сами; власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно значимых объектов.  

ТОС как юридическое лицо должны регистрировать территориальные органы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС – наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными администрациями.

Вполне продуктивно ТОСы могут действовать в сельской местности, когда люди самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив, и т. д.

Важно, что, проявляя инициативу, «тосовцы» не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием. И тогда ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает необходимым объемом капитала. Значит, в случае с территориальным самоуправлением, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб.

Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть подшита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.

Задачи самоуправления

Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории.

Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления, куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.

Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счет личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, также существует множество возможностей получения грантов и целевого финансирования.

Очевидная польза ТОС

Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения – при условии, что органы ТОС реально работают и вовлекают население в процессы благоустройства.

Для субъекта Федерации:

– эффективные рычаги управления территориями;

– инструменты выявления, актуализации и мобилизации собственных внутренних резервов территории, ее бизнеса и общественности для решения задач по содержанию и развитию данной территории;

– возможность экономии бюджетных средств по ряду социально значимых направлений расходов с перспективой увеличения бюджетных инвестиций в развитие реальных секторов экономики;

– механизмы мониторинга и мягкой коррекции общественного мнения, создания позитивного имиджа органов публичной власти и их руководителей;

– гарантия формирования и активизации конструктивно настроенного электората и в целом гражданского общества;

– вклад в формирование позитивного имиджа и узнаваемого бренда субъекта Федерации, рост инвестиционной привлекательности территории.

Для муниципального образования:

– социально-экономическое развитие территории муниципалитета становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ с населением;

– состояние территории муниципалитета выходит из зависимости от общей финансово-экономической конъюнктуры;

– гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем территории в различных социально значимых сферах;

– гарантия выявления и вовлечения в управленческий инструментарий скрытых или не актуализированных социально-экономических ресурсов территории, что в том числе повышает инвестиционную привлекательность территории;

– гарантия экономии расходов бюджета по социально значимым направлениям за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства;

– возможность полного контроля органа МСУ за эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств;

– самый быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле, поддержке социально ориентированных НКО и иных законов, касающихся развития гражданского общества;

– механизм выявления и формирования конструктивного электората, оздоровления социального климата, повышения уровня удовлетворенности граждан условиями жизни в муниципалитете;

– возможность для создания муниципального кадрового резерва, прежде всего, для представительного органа МСУ;

– механизм воспитания грамотного, социально ответственного и активного собственника и налогоплательщика.

Для населения самоуправляющейся территории:

– каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении;

– каждый житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории;

– каждый житель может установить надежные рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц органов власти;

– жители территории получают реальные, определенные и защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью бюджетных расходов.

Инна Панкова, фото из открытых источников