Многие жильцы недовольны тем, как содержат их дома, хотя они исправно платят за текущий ремонт, обслуживание и прочее. Мы расскажем об основных нарушениях, за которые можно привлечь к ответственности нерадивые управляющие компании и товарищества собственников жилья. Еще с января 2016 года вступили в силу новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). По отдельным статьям штрафы для ТСЖ, ЖСК и УК теперь могут доходить до 250-300 тысяч рублей.

В подъезде грязно?

Пожалуй, наиболее распространенная причина претензий граждан к УК, ТСЖ, ЖСК (в зависимости от выбранного способа управления) – это антисанитарное состояние подъезда и некачественная уборка придомовой территории. Например, в вашем доме постоянная грязь на лестничных клетках, плохое состояние подвальных помещений, из-за чего жильцы могут страдать от крыс, комаров и блох. Сюда же относится и нерегулярный вывоз мусора. Во всех этих случаях не выполняются требования статьи 6.4 КоАП. В ней предусмотрены штрафы за ненадлежащее санитарное содержание дома. На должностных лиц штраф налагается в размере от одной до двух тысяч рублей. А на юридических лиц – от 10 до 20 тыс. руб.

Но для того чтобы зафиксировать такое нарушение, необходимо будет вызвать специалистов Роспотребнадзора, которые обязаны составить соответствующий акт. Брать с вас деньги они не имеют права.

Совет: перед тем как вызывать сотрудников Роспотребнадзора, внимательно изучите договор с ТСЖ, ЖСК или УК. В нем четко должно быть прописано, с какой регулярностью в вашем доме должна проводиться влажная уборка лестничных клеток, осуществляться вывоз мусора, работы по дератизации и дезинфекции помещений и прочее.

Если условия санитарного содержания дома нарушены, то управляющую компанию можно оштрафовать на сумму от 10 до 20 тыс. рублей.

Перебои с электричеством и водой

Еще один частый повод недовольства жильцов – регулярные отключения электроэнергии, длительные перерывы в подаче холодной и горячей воды, газа, перебои с отоплением. Такими действиями УК, ТСЖ, ЖСК нарушают требования статьи 7.23 КоАП. За несоблюдение нормативов предоставления коммунальных услуг штраф для должностных лиц составляет от пятисот до одной тысячи рублей, для юридических лиц – от пяти до десяти тысяч рублей.

Последние изменения в законодательстве усиливают наказание рублем для управляющих компаний за ошибки в квитанциях ЖКХ и неполноценное оказание услуг. Теперь УК, ТСЖ, ЖСК плюс к штрафам должны будут вернуть жильцу 30 % от стоимости недопоставленного ресурса. Правда, пока на практике это новшество не работает, но в скором времени должны будут разработаны соответствующие механизмы его реализации.

Больше шансов добиться штрафов у вас будет в том случае, если вы позаботитесь о наличии на руках акта о том, что коммунальная услуга предоставляется некачественно, либо о том, что коммунальные ресурсы не поставлялись совсем. Такой документ составляется в присутствии представителей УК, ТСЖ, ЖСК.

Сколько времени допустимо отсутствие в квартире воды, тепла, газа и света?

Горячая и холодная вода

– перерывы в поставках допускаются не более восьми часов суммарно в течение одного месяца либо не более четырех часов единовременно (при аварии на городском водопроводе – до 24 часов).

Отопление

– не более 24 часов (суммарно) в течение месяца;

– не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилье от +12 градусов;

– не более восьми часов единовременно при температуре до +12;

– не более четырех часов при температуре до +10 градусов.

Газ

– не более четырех часов суммарно в течение месяца.

Электроэнергия

– два часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания;

– 24 часа – при наличии одного источника питания.

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

УК: открытые данные

Не так давно в КоАП РФ появилась новелла, согласно которой стало возможным штрафовать на весьма приличную сумму те УК, ТСЖ, ЖСК, которые не торопятся раскрывать информацию о себе. Например, отказываются предоставлять данные о финансово-хозяйственной деятельности по итогам очередного календарного года, не публикуют отчеты об общих собраниях собственников, не выдают протоколы таких документов на руки, не сообщают жильцам о планах по проведению ремонтных работ текущего и капитального характера.

Кроме того, по принятому еще в 2014 году ФЗ-209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» УК, ТСЖ, ЖСК должны в обязательном порядке размещать информацию о себе на федеральном портале www.gis-zkh.ru.

Штрафы за нераскрытие информации регламентируются статьей 7.23.1. КоАП. Для должностных лиц они установлены в размере от 30 до 50 тыс. рублей. А для юридических – от 250 до 300 тыс. рублей.

Жалобы имеют значение

Еще один важный момент – это возможность серьезно наказать рублем те УК, ТСЖ, ЖСК, которые уже попадали на заметку органов государственного надзора за допущенные нарушения и не устранили их в срок. Такие предписания (за непоставку коммунальных ресурсов, ненадлежащее содержание дома, нераскрытие информации и прочее) выставляются Государственной жилищной инспекцией, то есть ГЖИ, или прокуратурой. Эти бумаги, как правило, оформляются на основании жалоб жильцов. Причем о полученных предписаниях управляющие компании обязаны информировать собственников на общем собрании. А также сообщать, сколько времени отведено на устранение нарушений.

И если предписания не исполнены в срок, то в соответствии со статьей 19.5 КоАП должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 100 тыс. рублей или дисквалифицированы сроком до трех лет. Для юридических лиц штрафы составят от 200 до 300 тыс. рублей.

Кто накладывает штраф

Для того чтобы на УК, ТСЖ, ЖСК наложили штраф, жильцу необходимо написать заявление в Государственную жилищную инспекцию или в прокуратуру. И в нем изложить суть проблемы. При этом лучше приложить бумаги, которые будут свидетельствовать в вашу пользу (заключение специалистов Роспотребнадзора о ненадлежащем санитарном содержании дома, акт о том, что коммунальные услуги предоставляется некачественно и т. д.).

Инспекторы ГЖИ или сотрудники прокуратуры примут решение о проведении внеплановой проверки. Если изложенные вами факты подтвердятся на месте, то жилищникам вручат уведомление об устранении нарушений. И если все претензии не будут сняты в срок, то ГЖИ или прокуратура обратятся в мировой суд. Решение о наложении штрафа будет принято по итогам разбирательств. В 80 % случаев суды выписывают штрафы.

По жилищному законодательству УК считаются коммерческими организациями, поэтому штрафы они обязаны оплатить за счет прибыли. А вот если у вас в доме ТСЖ или ЖСК, то средства на оплату штрафных санкций могут пойти из «общего котла» – платежей собственников жилья.

Новые формы отчетности управляющих компаний

В конце января 2019 года группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект, в случае одобрения которого у управляющих организаций появится новая обязанность. Они должны будут размещать отчет о выполненных за предыдущий год работах или услугах по договору управления многоквартирным домом на информационных стендах в местах общего пользования домом, а также в общедоступных для собственников стендах в месте расположения самой управляющей организации. Сделать это нужно будет в течение первого квартала текущего года.

Необходимые дополнения планируется внести в ст. 162 Жилищного кодекса, посвященную договору управления многоквартирным домом. Напомним, что в соответствии с действующей редакцией указанной статьи по общему правилу, то есть если иное не предусмотрено договором, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

Однако, как указали авторы инициативы, сегодня законодательно не предусмотрено, каким образом управляющая организация предоставляет отчет, если не считать размещения в ГИС ЖКХ. Они добавили, что в связи с этим отчеты могут быть доступны не всем жильцам – например, возможно, пожилые собственники не пользуются интернет-ресурсами.

А личное обращение в управляющую организацию тем более не всегда удобно, так как жильцу приходится тратить на это много личного времени. Сенаторы подчеркнули, что ознакомление собственников с отчетом – важная процедура, поскольку именно после нее жильцы решают, возможно ли дальнейшее сотрудничество с управляющей организацией или ее нужно сменить.

Инна Панкова, фото из открытых источников