Мы привыкли, что плакат, как правило, имеет исключительно прикладное значение - информировать. На выставке Сергея Сафьянова плакаты приобретают абсолютно самостоятельный смысл. Вся культурная жизнь Челябинска с 70-ых годов и до наших дней представлена на этой выставке: от первых опытов в экспериментальном объединении «Коллаж» Челябинского политехнического института до афиш фестивалей «Театральные опыты» и «Камерата». Есть и афиши выставок Исторического музея, где Сергей Сафьянов работает сейчас.

По словам Сергея Сафьянова выставка была задумана ещё год назад. Но для воплощения идеи потребовалось время. Многие из плакатов существовали только в небольшом формате. Каждый из них нужно было оцифровать и заново скрупулёзно отредактировать в электронном виде, не нарушая изначальную концепцию. Многие из этих плакатов были отмечены наградами на международных конкурсах. Но об этом скромно умалчивается в описании работ, чтобы каждый посетитель выставки смог найти для себя самый интересный рисунок. Кстати, в цифрах названия выствки - «60x90x60» - зашифрованы вместе стандартный размер плаката и возраст самого автора.

Больше четверти века Сергей Сафьянов отдал газетному делу: семь лет был бильд-редактором областной молодежной газеты «Комсомолец» («Команда») и почти двадцать лет - газеты «Челябинский рабочий», где единолично определял графические модели издания. Бывшие коллеги с удовольствием пришли вспомнить совместную работу и поздравить с первой выставкой. Марина Чернова, Юрий Богатенков, Алексей Гольянов, Сергей Жатков, Андрей Ваганов, Лидия Садчикова, Евгений Ткаченко, Нина Чистосердова и многие другие журналисты, музейные работники, театральные деятели, дизайнеры, фотографы. Как признался автор, главное, чему он научился в газете - это работать в максимально сжатые сроки. Самое главное - сформировать идею.

На тему завершённости этой идеи в каждом плакате восхищалась одна из кураторов выставки Ирина Духина. Один плакат особенно привлекает её внимание. Это афиша к спектаклю «Абрикосовый рай» Нового художественного театра. Всего два объекта изображено на полотне плаката - на небесно-голубом фоне исполинский абрикос, над которым чуть набекрень висит нимб. Юмор, неожиданность, простота и лаконичность не могут не вызвать улыбку.

Художник и дизайнер Сергей Сафьянов никогда не относился серьёзно к своим работам и называет себя формалистом. Для него главное - создать неповторимый образ, привлекающий внимание, а вовсе не деньги. В этом и заключается суть искусства.

В завершении добавим, что персональная выставка Сергея Сафьянова «60x90x60» в Западной башне Государственного исторического музея Южного Урала будет работать до 10 мая.

Дмитрий Курицын, фото Алексея Гольянова