С Плисецкой и Щедриным челябинский скульптор дружил более 20 лет. В своей второй автобиографической книге «Тринадцать лет спустя. Сердитые заметки в тринадцати главах» одну из них великая балерина посвятила челябинскому скульптору.

Как вышло, что утонченная Майя Михайловна прониклась симпатией к суровому челябинскому мужику с огромными руками? Он этими своими ручищами такие миниатюры из бронзы творит, которые подобны тончайшему рисунку ее грациозных балетных па.

Митрошин способен не только многотонную гранитную глыбу обтесать, но и правду-матку рубить с плеча. Видимо, она, правдолюбец и перфекционист, чувствовала в нем родственную душу.

ПОЗНАКОМИЛ СОБЧАК

Митрошин любит вспоминать о том, как началось знакомство с великой балериной. В 1992 году в Вене уральский мастер открывал свою выставку и был представлен вице-канцлеру Австрии. Там же находился первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Он посмотрел экспонаты и сказал:

— Вот это уровень, наши так не могут!

А ему говорят: «Так автор-то русский, из Челябинска». Их познакомили. Собчак хлопнул Митрошина по плечу:

— Ну, ты меня удивил. Хочу тебе заказать памятник Жукову на коне, в Питере поставим.

— Пригласил он меня в 1993 году в Питер на открытие выставки этнографии, — вспоминает Митрошин. — И между делом говорит: «Слушай, Витя, у нас в Санкт-Петербурге Плисецкая будет проводить балетный конкурс «Майя». Нужен скульптурный приз. Она заказывала и в Москве, и в Питере, но ни один вариант не понравился. Возьмешься?» Я сказал, что далек от балета, как от Луны. Но он настоял.

В 1994 году Митрошин повез миниатюру в Москву — показать Майе Михайловне. Она в восторге: «Гран-при должен выглядеть именно так и никак больше!». Так они и познакомились.

Спустя время встретились снова, и она спрашивает Виктора: «Вы не хотели бы создать мой скульптурный портрет?». «Давайте, — отвечает. — Но с условием: сделаю, как сам вижу». В ответ — всплеск рук: «Обещаю не вмешиваться».

Образ, запечатленный Митрошиным, великая балерина назвала лучшим из всех сделанных с нее портретов.

ОСТРЫЕ УГЛЫ

Скульптор вернулся в Челябинск и надолго закрылся в своей мастерской.

— Когда показал портрет Майе Михайловне, она долго смотрела и слов не могла подобрать. Лишь сказала: «Никто из художников не смог так точно передать мой образ».

В уже упомянутой книге легенда сцены поделилась впечатлением: «Скульптурный портрет Виктора Митрошина «Майя» кажется мне одной из самых удачных работ современных художников. Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову. Даже судьбу свою вижу. И балетное призвание. Словом, схожесть очевидна. Но очевиден и острый глаз скульптора. Его темперамент. Воля. Божий дар».

Скульптура стала знаменитой. Иметь копию бронзового портрета Майи в своей коллекции мечтал король Испании — большой поклонник Плисецкой.

Как-то кутюрье Пьер Карден, много лет одевавший Майю, увидев эту скульптуру на выставке в Париже, долго стоял с открытым ртом. Есть даже такой снимок.

«МАЙЯ, ТВОЙ МИТРОШИН!»

Виктор Федорович с особым чувством готов вспоминать любую встречу с Плисецкой. Однажды она пригласила его на премьеру оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова». Был потрясен необычно воздушной, легкой музыкой композитора, слушал с восторгом в душе. В зале имени Чайковского ему было оставлено лучшее место. Как и на праздновании 80-летнего юбилея балерины: в Кремлевском дворце Майя Михайловна усадила его во второй «почетный» ряд.

 Отношения с нею были очень теплые, — грустит Виктор Михайлович. — Если долго не виделись, то хотя бы созванивались. Иногда упрекала: «Редко звонишь». Если трубку брал Щедрин, он звал: «Иди, Майя, твой Митрошин». Родион Константинович мне кучу дисков своих подарил. «Хочу, -говорит, — чтобы ты их слушал».

На 85-летие Плисецкой скульптор изваял в подарок бронзовую фигурку пантеры. Она посмотрела: «Надо же, и здесь вижу сходство с собой».

Кстати, все хранившиеся у нее работы Митрошина, а также 28 платьев, подаренных ей Карденом, все документы и все награды Плисецкая при жизни передала Бахрушинскому музею.

«ВОТ СТЕРВУ И СДЕЛАЙ!»

Вот еще несколько воспоминаний.

— В 2013 году это было. У меня в мастерской плакат висит с портретом Майи Михайловны. Посмотрел я на него и вспомнил: скоро ведь у примы день рождения, 88 лет. Только подумал — звонит телефон: «Витюша, листаю твой буклет, что ты давно с меня ничего не лепил». Она словно мои мысли услышала! «Я и сам, Майя Михайловна, об этом думал». — «Ну вот и начинай. Приедешь на день рождения и эскизик с собой прихвати».

Когда увиделись, скульптор представил эскиз настольной статуэтки «Кармен». У героини были черты великой балерины, непревзойденной в этой роли. «Пожестче надо, пожестче», — высказала балерина пожелание. «Стерву что ли сделать?» — решил подтрунить мастер. Она кивнула: «Да, да, да! Вот стерву и сделай!».

Москвичи еще до открытия могли увидеть памятник, пока шли работы по его установке.Фото: Евгения ГУСЕВА

Статуэтку скульптор готовил как подарок к 90-летию Плисецкой. Начал делать в бронзе за год до ее кончины, когда ничто не предвещало ее ухода.

— До сих пор не верится, что Майи Михайловны не стало, — печалится Виктор Митрошин. — Равных ей не было и не будет.

— Виктор Федорович, как выпало делать памятник именно вам?

— Это была просьба Родиона Константиновича Щедрина. Он знал, что я готовил скульптурную миниатюру — Майя Михайловна в образе Кармен. Именно эта моя работа и стала основой памятника.

— Его уже не увидит и не оценит сама балерина…

— Оценку давал Родион Константинович. Он очень щепетильно к этому относился. Только с третьего раза утвердил эскизный проект памятника в гипсе и глине. Памятник в бронзе он увидит только 19 ноября, когда прилетит из Германии. Тогда я и узнаю его мнение. Я последний год только этой работой занимался, больше ни о чем не думал. У нас с архитекторами постоянно менялись задачи, мы спорили, искали оптимальное решение. Примеряли на месте сначала макет из фанеры в натуральную величину, чтобы ничто не было помехой. 17 ноября завершили установку. Открытие 20 ноября в 11 часов. Это день рождения Майи Плисецкой.

Плисецкая отклонила несколько вариантов скульптурного приза для балетного конкурса "Майя", а работа Митрошина ей сразу понравилась.

О Викторе Митрошине

Родился в 1955 году в Челябинске. Окончил Челябинское художественное училище. Заслуженный художник РФ, почетный академик Российской академии художеств. Его работы в коллекциях сильных мира и знаменитостей. Есть они у президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, французского кутюрье Пьера Кардена, кинорежиссера Никиты Михалкова, композитора Эдуарда Артемьева и других известных людей. А звезд кино награждают митрошинскими призовыми мини-скульптурами «Золотой орел», «Созвездие Водолея», «Южные ночи». Символ ЮНЕСКО — «Девушка с бабочкой» — тоже его создание.

Лидия САДЧИКОВА, (Комсомольская правда-Челябинск)

Фото: Александр Соколов