Задачей СПЧ не является оценка, скажем, экологической составляющей проекта. Члены президентского Совета – это, образно говоря, эксперты по гармонизации общественных отношений и решению острых социальных конфликтов. Как правило, такие конфликты возникают в тех случаях, когда нарушаются права человека.

Даже при развитой судебной системе и разумных законах такие случаи имеют место, причем не только в нашей стране. Крупные корпорации обладают несравнимо большими возможностями для лоббирования своих интересов (как на политическом уровне, так и на юридическом поле), чем обычные граждане. Даже тогда, когда граждан – большинство.

Надо оговориться: эксперты президентского совета, как и губернатор Челябинской области, не исключают самой возможности строительства Томинского ГОКа. Однако обусловливают его выполнением Русской медной компанией и государственными органами ряда требований, вытекающих из естественной логики и существующего законодательства.

К примеру, негодование общественности вызвало форсирование строительства горно-обогатительного комбината в то время, когда у РМК еще нет на руках положительного заключения государственной экологической экспертизы нового проекта. Члены СПЧ напоминают, что новый проект с учетом замечаний независимого экологического аудита, проведенного по требованию Бориса Дубровского, еще не готов. Соответственно, нет и экспертизы на новый проект.

Напомним, что положительные заключения государственной экологической экспертизы выданы предыдущему проекту, но лишь на два объекта в составе Томинского ГОК – горнотранспортную часть, а также хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение. Формально закон большего не требует. Однако очевидно, что для столь крупного промышленного объекта I класса опасности этого недостаточно и нужна комплексная государственная экспертиза. О ее необходимости в свое время заявлял Борис Дубровский.

С 1 января 2018 года вступят в силу изменения в законодательстве. Как подчеркивают члены СПЧ, для данного объекта государственная экологическая экспертиза станет теперь обязательной. «В связи с тем, что АО «Томинский ГОК» неоднократно заявляло об изменениях в применяемых в проекте технологиях, новый измененный проект должен попадать под требование законодательства о проведении обязательной экологической экспертизы», – говорится в документе СПЧ.

Эксперты Совета отмечают нарушения прав граждан в ходе общественных слушаний. К примеру, когда ЧОП РМК препятствовал желающим участвовать в слушаниях. Этот факт был зафиксирован прокуратурой. В свою очередь Борис Дубровский неоднократно обращал внимание РМК на необходимость налаживать отношения с населением, а не создавать конфликтные ситуации.

По мнению СПЧ, РМК не прислушалось к мнению главы региона и в вопросе информационной открытости. Эксперты Совета отмечают «острый дефицит официальной достоверной информации о предполагаемом производстве на Томинском ГОКе». «Значительное количество документов отсутствуют в открытом доступе или размещены лишь отдельные части материалов. Из-за отсутствия достоверной информации и невозможности ее получения в настоящее время общественность лишена возможности дать обоснованную оценку степени возможного негативного воздействия комбината на окружающую среду».

В СПЧ обращают внимание и на неисполнение РМК решения Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2016 г. о предоставлении для общественной экологической экспертизы проектной документации по объектам Томинского ГОКа.

Совет по правам человека при Президенте России сформулировал ряд рекомендаций органам исполнительной и законодательной власти, а также федеральным ведомствам.

В частности, Госдуме предложено внести в законодательство «нормы персональной ответственности должностных лиц и лиц, занимающих руководящие должности в коммерческих юридических лицах, за действия, в результате осуществления которых причинен ущерб окружающей среде».

Генеральной прокуратуре – «провести прокурорскую проверку законности и обоснованности решений о переводе лесов на территории планируемого строительства Томинского ГОК из категории защитных в категорию эксплуатационных».

Управлению Росприроднадзора по Челябинской области, Управлению Ростехнадзора по Челябинской области, прокуратуре Челябинской области, Управлению регионального государственного строительного надзора, АО «Томинский ГОК»«приостановить любые работы по строительству Томинского ГОК до получения всех согласований и разрешений в отношении скорректированного проекта». Минпрому РФ – «исключить проект Томинского ГОКа из «Стратегии развития цветной металлургии» до получения государственной экологической экспертизы на скорректированный проект».

Рекомендации Совета по правам человека входят в перечень документов, поступающих для рассмотрения лично Президентом России.