Вот кто должен – тот пусть и работает, думают некоторые из нас. И абсолютно напрасно – ведь именно мы, собственники, наиболее заинтересованы в том, чтобы наш дом был благополучен. О наиболее острых проблемах, связанных с темой жилищно-коммунального хозяйства, мы и расспросили эксперта Общественной палаты Челябинской области, члена экспертного совета Челябинской городской думы Идею Леонидовну Меньщикову.

На что можно повлиять

– Пару дней назад ФАС объявила, что россияне переплачивают за услуги ЖКХ в два раза. Можно ли на это как-то повлиять на местах?

– На тарифы за коммунальные услуги мы не можем повлиять – их устанавливает Министерство тарифного регулирования и энергетики. Что касается жилищных услуг, таких как ремонт и содержание жилья – тут все в наших руках. Нужно потребовать четко и ясно от управляющей компании, чтобы они показали план работ на год. Рассказали, что они туда включают, сколько стоит каждая из этих работ и услуг, после чего мы с вами выйдем на тариф и посмотрим, соответствует ли информация действительности, или где-то идет завышение.

Во время последнего пленума Верховного суда РФ было принято прекрасное решение: никто из нас, ни управляющая компания, ни собственники, не можем единолично устанавливать тариф на ремонт и содержание жилья. Да, у нас у всех может быть высшее образование, но что мы понимаем в структуре дома? В состоянии труб и электросетей, газа?

Газом и не пахнет

– Кстати о газе. Тема взрывов бытового газа сейчас, после трагедии в Магнитогорске, стоит очень остро. Каждый раз ведутся какие-то разговоры. Но взрывы повторяются. Как вы считаете, почему так происходит?

– Действительно, взрывы бытового газа – это страшно. И мы в Магнитогорске столкнулись с этим, хотя пока еще не было официального заключения, что же привело ко взрыву. Но я скажу следующее. Есть постановление, в котором говорится о том, что должно быть внутриквартирное газовое обслуживание. Внутридомовое есть – и управляющая компания за этим следит. Они проверяют, в основном, вентиляцию. Проверяют три раза в год: перед отопительным сезоном, после него и между ними. Если газ весь не уходит, он накапливается и – зажгли свет и улетели вместе с домом. А что делают наши собственники? Они во время ремонта убирают вентиляционное отверстие, потому что «оно некрасивое, мешается». Вытяжки нет, тяги нет, и где у нас остается газ? В квартире.

Мы всегда декларируем, вроде бы, очень правильные вещи, а соблюдение их мы не проверяем. Вчера на заседании комиссии по ЖКХ в Общественной палате я показывала документ, где четко написано: если не заключен договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования – штраф. Кому-нибудь его выписывали? И еще. Мой дом 1960 года рождения, но мы держим его в хорошем состоянии. После очередной проверки вентиляции я спрашиваю: можно ли посмотреть акт? И выяснилось, что из 32 квартир моего дома в 12 специалистов для проверки не пустили. И мы не знаем, в каком состоянии у них все это! А кроме того, в акте было прописано, что в двух квартирах нет тяги. А где причина? Я сказала, что такая проверка меня не устраивает, была проведена проверка повторно.

– А как насчет установки индивидуальных отопительных газовых котлов в многоквартирных домах?

– Такое есть, и это мы узнали от коллег из Чебаркуля. Что там сделали предприимчивые люди? Они срезали батареи в своих квартирах, изолировали отопительный стояк и установили в своих квартирах газовые баллоны. А мы не уверены, что они смогли соблюсти все, что положено. Кроме того, система отопления является общедомовым имуществом. И тот, кто делает такую реконструкцию, по сути, без разрешения трансформирует не принадлежащее лично ему имущество! А нужно 100-процентное согласие остальных жильцов. Потом, через уполномоченного по правам человека Маргариту Павлову мы узнали о том, что такое же есть в Уйском, Копейске, Бредах – к ней с этим вопросом тоже обращались. По поводу Чебаркуля. Нас напугало то, что один из хозяев живет и работает в Челябинске, а приезжает в свое жилье только летом. Второй вообще сдает квартиру – собственник в ней не живет, и отношение совершенно другое. Я разработала алгоритм, что делать, чтобы решить ситуацию, которая складывается вокруг индивидуального газового отопления. И сразу хочу сказать: за общедомовое отопление все равно платить придется. Отопление общедомовое должно оплачиваться всеми. И я нашла доказательства этому во всех документах.

Кто поможет?

– Если возникли те или иные нужды, связанные с ЖКХ, с сантехникой, электроприборами, лучше обратиться в ЖЭК или вызвать «мужа на час»?

– У ЖЭКа в обязательном порядке есть прейскурант платных услуг. Лично я боюсь ремонта какими-то посторонними людьми. Что такой мастер сделал, я оценить не могу. А что я буду делать, если после его визита что-то пойдет не так? Где я его найду? А если мне поломку устранял слесарь или сантехник моей управляющей компании, даже если его лично не будет, я всегда могу показать квитанцию об оплате. Это же касается и установки приборов учета в квартире – счетчики на воду мне ставил водоканал. Это гарантия того, что приборы поверенные, установлены, как положено. В общем, на мой взгляд, нанимать человека со стороны может быть опасно.

Разбирайся сам

– А вам не кажется, что мы по своей натуре вообще не привыкли осознанно относиться к коммунальному хозяйству и разбираться в этих тонкостях?

– Да, хотя следует быть внимательным и добросовестным по отношению к собственному дому и квартире, потому что мы живем не в коттедже, где сами себе хозяева, а есть от нас сверху, снизу и сбоку люди, благополучие проживания которых зависит и от нас. Когда мы все бросаем на самотек и думаем: «Вот выбрали управляющую компанию, пусть и работают», она и делает все, как может, по минимуму. Кстати, что я заметила: громче всех кричат должники. А я советую своему начальнику ЖЭКа: когда он ведет прием, на столе его должен быть список должников. Когда они приходят и начинают качать права, нужно спрашивать у них об их обязанностях. За счет каких средств должно быть все реализовано? Ведь у другого дома забрать нельзя – это использование чужих средств, за такое могут наказать. А собственных средств дома тоже может не хватать именно из-за неуплат.

Воевать не стоит

– Некоторые предлагают такую тактику общения с представителями ЖЭКа, как развертывание «боевых действий». Как вы считаете, насколько эффективно воевать за свои права?

– Первое время я в силу своего характера тоже в основном с ними воевала, а потом поняла, что агрессивное поведение по отношению к ЖЭКу (не требовательное, а именно агрессивное) вызывает ответную реакцию, отнюдь не ту, на которую я рассчитывала. И сейчас я захожу, а там женщины же в основном сидят, и говорю: «Здравствуйте, милые дамы». Они начинают улыбаться, а потом уже идет предметный разговор – о том, что нужно. Однажды, правда, одна из них сказала: «Да что вы от меня требуете за такие деньги», и я спросила в ответ: «А вас что, принудительно сюда посадили или вы выбрали сами такую должность с такой зарплатой?». Надо уметь показать им, что они тоже бывают неправы. А в тех ситуациях, когда люди, фигурально выражаясь, ногой открывают дверь и говорят: «Что ж вы ничего не делаете и воруете» ­– на что можно рассчитывать, если ты говоришь так? Я понимаю, что не все могут быть честными людьми. Я понимаю, что кто-то может подворовывать, но вдруг в этот момент ты нарвался на самого честного человека. И за что ты его опозорил? Нужно очень осторожным быть в выражениях. Но все проверять и контролировать.

– Вот с контролем у нас и проблемы. И с умением довести все до ума… Зато все умеют возмущаться.

– Сейчас на форуме мне задали вопрос по отоплению. Я сразу спрашиваю: «А у вас стоит общедомовый прибор учета тепла? Нет? Тогда о чем можно говорить, если у вас все по нормативу». Не все понимают, из-за чего увеличивается счет в квитанциях, и вместо того, чтобы разобраться, начинают возмущаться. Не все могут оценить эффективность счетчика. Бывает так, что говорят: «Почему мы платим больше, установив счетчик?» Но чтобы он работал в доме как следует, надо посмотреть, все ли утеплено. Мы в подъездах установили евроокна. Уже не дует, стекол разбитых нет. На выходы в подвал мы поставили нормальные двери; проверили, все ли трубы теплоснабжения горячей воды заизолированы, чтобы тепло не уходило из труб. И входные двери у нас утеплены. Ведь обычно они металлические, зимой так промерзают, что не открыть. Так мы изнутри все утеплили. Чтобы из дома тепло не уходило. Да, у нас экономия по теплу. Я получаю квитанцию не на 1200, а 600 рублей. Значительно? Надо ко всему подходить с головой. Установить счетчик и ждать выгоды, когда из окон «свистит» – не обдуманно. И некоторые вместо того, чтобы решить проблему, ломают счетчик. Хотя, казалось бы, можно исправить все один раз и получать выгоду. Мы нашли фирму, которая предложила нам удобные условия, установила нам евроокна, «умный свет», сделала ремонт подъезда. Сейчас мы надеемся на то, что у нашего дома (а он расположен на гостевом маршруте) провели бы капитальный ремонт фасада. Ведь это изнутри у него все хорошо, а снаружи – он не ремонтировался с 1960 года.

Иван Малинов, фото из открытых источников